Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Методики и организация исследования лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи. Характеристика исследуемых детей. Овладение ребенком фонетическими, грамматическими и лексическими языковыми навыками. Развитие навыков звукового анализа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

План работы

Введение

ГЛАВА 1. Цели задачи методики и организация исследования лексической стороны речи детей с ОНР

ГЛАВА 2 Характеристика исследуемых детей

ГЛАВА 3: Научно-теоретические основы, методики исследования лексики у детей с ОНР

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для того чтобы на практике проследить и изучить проблему формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи, следует уделить внимание изучению главных аспектов проблемы - характеристика исследуемых детей, и планирование методик исследования в дошкольном образовательном учреждении.

В данной работе будет проведен анализ диагностики детей с ОНР и логопедической работы с ними в возрасте 5 - 6 лет.

В начале следует дать определения логопедической диагностики и логопедической работы.

Логопедическая диагностика в течении продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям, как науки, так и практиков-логопедов.

Логопедические заключения по разному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических заключений имеет место доминирование диагноза общее недоразвитие речи (ОНР).

На фоне критики имеющихся недостатков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить традиционные логопедические классификации, клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практических задач коррекции нарушений речи.

Проблема диагностики речевых расстройств имеет больщое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушения речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи. Лалаева Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике. / Сост Р. И. Лалаева // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного дошкольного учреждения. - С-Пб.: Детство-пресс., 2001. - стр. 6.

Психолого-педагогическая классификация направлена, прежде всего на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т. д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада, или в школу определенного вида.

В процессе логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи.

Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия

Логопедами Ссанкт-Петербурга разработаны варианты программ планирования логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Но данные программы не являются обязательными и логопеды могут использовать их как материалы для собственного планирования логопедической работы с детьми с о бщим недоразвитием речи. В данной работе будут рассмотрены не все возрастные группы, а только группа детей в возрасте 5 - 6 лет (старшая группа массового дошкольного образовательного учреждения. Планирование работы может быть осуществлено как для целой группы детей, так и для отдельного ребенка. Могут планироваться как отдельные занятия, так и комплексы занятий, рассчитанные на целый год или на более короткий - конкретный период работы - к примеру сентябрь - октябрь.

Разработкой и усовершенствованием различных аспектов логопедической деятельности занимаются многие ученые педагоги. В настоящее время в книжных магазинах города можно найти большое количество практических пособий по формированию речи у детей с общим недоразаитием речи. Но для того, чтобы воспользоваться каким-либо из предлагаемых пособий следует внимательно изучить и другие предлагаемые для работы материалы, сравнить их и выбрать наиболее подходящий вариант.

ГЛАВА 1 Цели задачи методики и организация исследования лексической стороны речи детей с ОНР

Исторически так сложилось, что различные аспекты, касающиеся детей с общим недоразвитием речи, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики и психотерапевты.

В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Теоретическим фундаментом исследований являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М.Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях: Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие. - М., Изд-во НЦ ЭНАС. - 2003., стр. 6 - 9.

- речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

- язык и речь представляют собой своеобразный «узел»,в который «сплетаются» различные линии психического развития - развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;

- ведущим направлением в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

- ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов., К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка как нормального, так и ребенка с общим недоразвитием речи к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного соста...

Другие файлы:

Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи
Понятие о лексике и ее развитие в онтогенезе. Характеристика лексической стороны дошкольников с общим недоразвитием речи. Выявление словарного запаса...

Формирование представлений об антонимах у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Особенности усвоения лексики детьми дошкольного возраста. Изучение влияния малых форм фольклора на развитие речи старших дошкольников с общим недоразв...

Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие лексики в онтогенезе. Недоразвитие речи: понятие, этиология. Психолого–педагогическая характеристика детей. Опытно-экспериментальное выявлени...

Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Общее недоразвитие речи и его основные причины. Закономерности формирования словарного запаса и лексики старших дошкольников в онтогенезе. Особенности...

Формирование правильной разговорной речи у дошкольников
В книге представлена логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.Предназначается с...