Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом
1.1 Современное понимание раннего детского аутизма
1.2 Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии
1.3 Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом
2.1 Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.2 Методика обследования
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки
3.1 Теоретическое обоснование обучающего эксперимента
3.2 Методика экспериментального обучения
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность. В последние годы возрастает число детей с отклонениями в развитии. При этом отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития у дошкольников. Нередко в состав сложного дефекта входит симптом аутизма.
По данным современных исследователей различные формы детского аутизма встречаются в 4 - 26 случаях из 10000, что составляет 0,04 - 0,26% от общей детской популяции. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей с аутизмом.
Термин "аутизм" (от греческого autos - "сам") - означает погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими людьми, бедностью эмоциональных проявлений.
Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Происходит нарушение формирования эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является недостаток коммуникативных навыков, проявляющийся в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется спонтанно в виде использования невербальных средств (жестов, мимики) и альтернативных коммуникативных систем.
Проблема раннего детского аутизма очень плохо изучена и многие вопросы в ней остаются открытыми, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей. Недостаточное осознание этой проблемы и позволило определить актуальность данной темы.
Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы: детский аутизм коммуникативный музыка
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;
5. разработать методику экспериментального обучения, направленную формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом;
5. провести экспериментальное обучение;
6. оценить результаты проведенного обучения.
Объект исследования - особенности формирования коммуникативных навыков у детей с РДА.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативной сферы у детей с РДА.
Гипотеза исследования заключается в том, что коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей с РДА будет более эффективной при включении в методику музыкальных занятий.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
- теоретический (анализ литературы по проблеме исследования);
- биографический (изучение анамнестических данных);
- обсервационный (наблюдение);
- экспериментальный (психолого-педагогический эксперимент);
- психодиагностический (тесты, беседа);
- количественный (математико-статический) и качественный анализ полученных данных;
- интерпретационный (анализ речевой продукции и перцептивной сферы).
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обозначается объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, формулируется гипотеза.
В первой главе представлен обзор психологической и педагогической литературы, освещающей проблему исследования.
Во второй главе приведена программа констатирующего эксперимента, даны критерии оценки, проведен анализ результатов полученных данных.
В третье главе представлена разработанная коррекционно-развивающая программа по использованию музыкотерапии, направленная на изменение коммуникативных способностей детей с РДА. Приводятся данные сравнительного анализа результатов эксперимента, позволяющие проверить эффективность данной программы.
В заключении обобщаются результаты исследования и формулируются выводы.
Список литературы содержит источника, которые раскрывают теоретические и практико-методические аспекты проблемы.
В приложении даны диагностические карты, конспекты отдельных занятий, список музыкальных композиций.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом
1.1 Современное понимание раннего детского аутизма
Термин аутизм (от греч. autos - сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
Можно выделить 4 основных этапа в становлении проблемы раннего детского аутизма:
1. Донозологический период конца 19 - начала 20 веков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству.
2. Доканнеровский период, приходящийся на 20 - 40 годы нашего столетия, отличает постановка вопросов о возможности выявления у детей шизоидии (Сухарева Г.Е., 1927, Симеон Т.П., 1929 г. и др.), а также о сущности "пустого" аутизма по Lulz J. (1937 г.).
3. Каннеровский период (1943 - 1970 гг.) ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму, как самого L. Kanner (1943), так и Н. Asperger (1944 г.), а позднее и бесконечного множества других специалистов. В своей первой работе L. Kanner охарактеризовал РДА, как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого "шизофренического" спектра.
В дальнейшем аутизм рассматривается:
* как особое конституциональное состояния (Римланд, 1964, Башина, 1974);
* как шизофреническое постприступное состояние (Вроно, Башина, 1975);
* как органическая патология (ван Кревелен, 1952, Мнухин, 1967);
* как нарушение адаптационных механизмов незрелой личности (Ниссен, 1971);
* как состояние при синдроме фрагильной Х-хромосомы, при фенилпировиноградной олигофрении и пр.
4. Постканнеровский - с 80-х годов XXвека - отход от классических позиций Каннера, рассмотрение аутизма как группы неспецифических синдромов разного происхождения, среди которых можно выделить типичный и атипичный аутизм [6, с.10].
В России первое описание органического аутизма было представлено в 1967 г. С. С. Мнухиным с соавторами; описание РДА типа Каннера в 1970 - 1974 г. Г. Н. Пивоваровой и В. М. Башиной, и 1982 г.; РДА в круге постприступной шизофрении в 1975 году М. Ш. Вроно, В. М. Башиной и другими.
Таким образом, со времени описания РДА в 1943 г. Каннером и вскоре Аспергером можно выделить две его основные формы: синдром детского аутизма Каннера и аутистическая психопатия Аспергера.
Вариант Аспергера обычно более легкий, при нем не страдает "ядро личности". Этот вариант многие авторы относят к аутистической психопатии.
В литературе представлены описания различных клинических проявлений при этих двух вариантах аномального психического развития. Так, например, РДА Каннера обычно рано выявляется -- в первые месяцы жизни, или на протяжении первого года. При синдроме Аспергера особенности развития и странности поведения, как правило, начинают проявляться на 2--3 году и более четко -- к младшему школьному возрасту. При синдроме Каннера ребенок начинает ходить раньше, чем говорить, при синдроме Аспергера речь появляется раньше ходьбы. Синдром Каннера встречается как у мальчиков, так и у девочек, а синдром Аспергера считается "край...
Развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом средствами театральной деятельности
Ранний детский аутизм как вариант дизонтогенеза. Проблемы социальной адаптации детей-аутистов. Методы и формы развития коммуникативных навыков у детей...
Развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом средствами театральной деятельности
Синдром раннего детского аутизма Каннера. Ранний детский аутизм как вариант дизонтогенеза. Проблемы социальной адаптации детей с ранним детским аутизм...
Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом
Сущность раннего детского аутизма, причины возникновения. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с РДА. Использование метода облегченной...
Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом
Клинико-психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей. Диагностика развития...
Выявление особенностей коммуникативной функции речи у детей с ранним детским аутизмом младшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом. Причины возникновения аутизма и особенности его проявления в раннем детском в...