Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование коммуникативной полноценности речи на уроках изобразительного искусства

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психолого-педагогические основы развития речи. Целесообразность использования уроков развития речи на материалах изобразительного искусства в начальной школе. Апробация методики по формированию коммуникативной полноценности речи на основе ИЗО занятий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Общение - один из важнейших факторов общего развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.

Модернизация системы современного начального образования требует особого внимания к средствам, дидактическим методам интенсификации процесса развития речевой деятельности учащихся. Хорошее владение русским языком как средством общения - веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования языковой личности младших школьников.

В последние десятилетия педагогическая общественность ведет серьезный разговор о внедрении новых технологий обучения, воспитания и развития в систему начального образования.

В системе современного, в частности начального, образования возникают качественно новые требования к учителям. Педагоги должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью, информационными навыками, а также педагогической коммуникативно-ориентированной (воздействующей) речью.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений -- обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: «...мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать» [2, c. 12].

Прежде всего, речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей («во взаимодействии людей между собой»), следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнеров, т. е. того, кто обращается с высказыванием, и того (тех), кто его принимает (или будет принимать). Сущность процесса и состоит для одного в создании (выдаче) сообщения, для другого (других) -- в его восприятии (приеме). Вот почему речевая деятельность -- процесс активный

Система уроков развития речи, как и система художественно-эстетического воспитания школьника два взаимосвязанных компонента обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника. Данный тип интеграции по нашему мнению позволит повысить уровень развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у младших школьников. Известный отечественный литературовед К. Пигарев пишет: “словесное искусство и изобразительное искусство обладает каждое своей спецификой, но стоящие перед ними задачи реалистического отражения действительности решаются во многом общими художественными средствами” [25, c. 21].

Проблема развития учащихся в процессе обучения родному языку, в том числе речевой деятельности, издавна привлекала внимание русских лингвистов, методистов, педагогов, психологов, учителей: в 18 веке - М.В. Ломоносова, В.И. Светлова, Ф.И. Янковича и др.; в 19 веке - В.Г. Белинского, Ф.И. Буслаева, Н.Н. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.Л. Стоюнина и др; в начале 20 века - П. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и др;

Вместе с тем, как показывают педагогические и психологические исследования В.И. Андреева, Л.М. Аболина, В.Ф. Габдулхакова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Р.А. Исламшина, М.И. Махмутова, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина и др., система образования не обеспечивает должного развития личности ребёнка.

Многие психологи и педагоги (И.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.) придают первостепенное значение организации и овладению учебной деятельностью как ведущим видом деятельности в начальной школе в единстве её компонентов; учебно-познавательных мотивов, учебных задач, выполнения активных учебных действий, а также действий контроля и оценки учащихся. Важным фактором обучаемости, оказывающим решающее влияние на глубину и прочность овладения учебным материалом, является собственная активность школьников, их заинтересованность в успехе.

Объект исследования - процесс формирования коммуникативной полноценности речи на материале ИЗО.

Предмет исследования - влияние ИЗО искусства на формирование коммуникативной полноценности речи младших школьников.

Цель - выявить эффективность и целесообразность использования уроков развития речи на материалах изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи:

· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

· Изучить пути обогащения и активизации словарного запаса терминологией и лексикой ИЗО;

· Показать значимость такого типа интеграции;

· Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике исходя из содержания школьных программ;

· Отбор лексического материала по ИЗО;

· Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством;

· Разработка системы упражнений по формированию коммуникативной полноценности речи младших школьников.

Гипотеза: речь учащихся начальных классов может быть коммуникативно-полноценной при условии обогащения ее терминами ИЗО.

Методы исследования:

· теоретический анализ психолого-педагогической и методологической литературы;

· наблюдение и анализ серии уроков с целью выявления уровня развития речи у учеников 4 классов;

· диагностика речевой деятельности на материалах ИЗО;

· педагогический эксперимент для выявления уровня полноценности речи на материалах ИЗО.

База исследования:

Исследование проводилось на базе СОШ № 2. В эксперименте принимали участие учащиеся 4-А и 4-Б классов. 4-А (25 учеников) был взят в качестве экспериментального, 4-Б - (26 учеников) взят в качестве контрольного класса.

ГЛАВА І ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОЛНОЦЕННОСТИ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛАХ ИЗО

1.1. Психолого-педагогические основы развития речи

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

Основополагающими принципами, лежащими в основе процесса развития речевой деятельности младшего школьника на уроках русского языка и развития речи, являются следующие: принцип деятельности, принцип развивающего обучения, принцип проблемности, принцип взаимосвязи между изучением теории русского языка и овладением речью.

В настоящее время учитель начальных классов должен больше уделять внимание формированию представлений. К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых - образная память и воображение. Образная память - фиксация и последующее воспроизведение образов, возникающих при восприятии; воображение - творческий процесс создания новых образов путём трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти.

В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические, давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

На основе известных принципов мы выделяем и свои принципы. Они лежат в основе построения нашей дидактической системы.

Принцип образного воздействия на содержание орфографической работы включает собственную познавательную активность школьника, его опыт, его заинтересованность - всё то, что является фактором самообучаемости и оказывает влияние на глубину и прочность овладения учебным процессом. Данный принцип гармонично сочетается и реализуется с другими дидактическими принципами в учебном процессе.

Принцип ассоциативного сходства образного представления с конкретной формой слова. В основу данного принципа положен метод графический ассоциаций. Суть этого метода заключается в следующем: при запоминании написания словарного слова или слов, в которых учащиеся часто допускают ошибки, нужно сдела...

Другие файлы:

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства
Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании детей. Виды воображения, возрастные особенности его проявления. Воображение и формирование реб...

Развитие патриотизма на уроках изобразительного искусства
Изучение проблемы патриотического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства. Определение методов, приемов и принципов, применяемых на у...

Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Общее понятие и значение цвета в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства. Основы цветоведения, используемые в обуч...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства
Понятие о творческом воображении, его роли в обучении и развитии детей. Образовательное и воспитательное значение уроков изобразительного искусства. О...

Создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе
История развития керамических промыслов, особенности работы с глиной и пластилином, народные глиняные игрушки. Значение занятий лепкой на уроках изобр...