Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет педагогического и художественного образования
Кафедра педагогики дошкольного и начального образования
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ АПРОБАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Специальность 050708.65
«Педагогика и методика начального образования»
Автор дипломной работы М. Г. Брагина
Руководитель работы
канд. пед. наук, доцент О. В. Шуляпова
Саранск 2011
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
Студент Брагина М. Г. Группа ПЗН-205
1.Тема: Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения.
Утверждена по МордГПИ № 649 от 28.06.10.
2. Срок представления к защите: 22.01.2011.
3. Исходные данные для дипломной работы: педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, нормативные документы, периодические издания.
4. Содержание дипломной работы:
4.1. Введение
4.2. Теоретические основы формирования гражданственности у младших школьников
4.2.1. Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике
4.2.2. Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема
4.2.3. Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения
4.3. Организация гражданского воспитания младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения
4.3.1. Диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников (на примере средних общеобразовательных школ города Инсара Республики Мордовия)
4.3.2. Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации государственных образовательных стандартов нового поколения
4.4. Заключение
4.5. Список использованных источников
Руководитель работы
к.п.н., доцент О. В. Шуляпова
Задание принял к исполнению М. Г. Брагина
РЕФЕРАТ
Дипломная работа содержит 68 страниц, 51 использованный источник, 7 приложений.
ГРАЖДАНИН, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, ГРАЖДАНСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Объектом исследования является процесс формирования гражданственности у младших школьников.
Цель работы - изучить особенности процесса формирования гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения.
В процессе работы использовались методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анкетирование, беседа, анализ школьной документации и продуктов деятельности младших школьников, эксперимент, количественная и качественная обработка данных.
В настоящей работе реализован комплексный подход к решению поставленных задач, включающий перечисленные методы в различных сочетаниях и комбинациях.
В результате исследования: проведен историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике; изучена проблема воспитания гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения, проведена диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников (на примере средних общеобразовательных школ города Инсара Республики Мордовия); разработаны методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения.
Степень внедрения - частичная
Апробация - исследования были представлены в работе I Внутрифакультетской студенческой научной конференции, посвященной Году Учителя «Современный учитель начальных классов».
Область применения - использование в практике гражданского воспитания младших школьников.
Эффективность - повышение уровня проявления гражданской воспитанности младших школьников.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы формирования гражданственности у младших школьников
1.1 Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике
1.2 Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения
1.3 Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема
2. Организация гражданского воспитания младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения
2.1 Диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников (на примере средних образовательных школ города Инсара Республики Мордовия)
2.2 Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики. Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматриваются в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, и других видных ученых - педагогов и психологов.
Анализ методической литературы и практики гражданского воспитания школьников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме воспитания гражданина. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях И. В. Следзевского, Н. Ю. Синягиной, Л. В. Кузнецовой, Е. Е. Вяземского, Т. М. Толкачевой, С. В. Колотий и др.
Противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и уровнем его гражданской воспитанности обусловило необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в школе и неизбежность перемен в отечественной системе образования. На устранение данного противоречия направлены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Проблема введения образовательных стандартов нового поколения широко обсуждается не только методистами, педагогами и психологами, но и всей российской общественностью. Этим обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Формирование гражданственности младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения».
Цель исследования - изучить особенности процесса формирования гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения.
Объект - исследования - процесс формирования гражданственности у младших школьников.
Предмет исследования - особенности процесса формирования гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения.
Гипотеза исследования: формирование гражданственности у младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения будет проходить успешно, если:
- учитель начальных классов будет подготовлен к реализации задач гражданского воспитания в новых условиях (знание новых технологий, инновационных методов и форм работы);
- будет подготовлено методическое обеспечение (программы, рекомендации, авторские разработки и т.п.).
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования мы определили следующие задачи исследования:
- провести историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике;
- изучить проблему воспитания гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения;
- рассмотреть вопрос о формировании гражданственности у младших школьников как социальную и психолого-педагогическую проблему;
- провести диагностику уровня гражданской воспитанности младших школьников (на примере средних общеобразовательных школ города Инсара Республики Мордовия);
- разработать методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения.
<...Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения
Теоретические аспекты и состояние исследований проблемы формирования самоконтроля у младших школьников. Психологические особенности младших школьников...
Влияние рекламы на развитие младших школьников
Развитие познавательно-психических процессов младших школьников. Особенности восприятия рекламы и ее воздействие на процесс развития детей, навязывани...
Формирование познавательной активности у учащихся специальных (коррекционных) начальных классов в процессе обучения математике
Процесс воспитания школьников с трудностями в обучении. Уровни сформированности мышления младших школьников. Коррекция мыслительной деятельности младш...
Исследование особенностей социализации младших школьников
Формирование и развитие подрастающего поколения. Общая характеристика процесса социализации. Особенности социализации младших школьников. Гендерные ос...
Методические особенности преподавания экономических дисциплин у школьников младших классов
Формирование основ экономической культуры и изучение методических особенностей преподавания экономики для школьников младших классов. Определение целе...