Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Физическое воспитание младших школьников с учётом уровня их физического состояния

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности методики физического воспитания школьников младших классов и учёт их возрастных особенностей. Педагогические и антропометрические методы исследования, оценка физической подготовленности и врачебно-педагогический контроль за развитием детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Выпускная квалификационная работа специалиста

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Содержание

Введение

Глава I. Обзор литературы

1.1 Особенности методики физического воспитания школьников младших классов

1.2 Учет возрастных особенностей школьников в процессе физического воспитания

Резюме

Глава 2. Методы и организация исследований

2.1 Методы исследования

2.2 Педагогические методы исследования

2.2.1 Педагогические наблюдения

2.2.2 Педагогический эксперимент

2.3 Антропометрические методы исследования

2.3.1 Соматометрия

2.3.2 Соматоскопия

2.3.3 Физиометрия

2.4 Физическая подготовленность

2.5 Врачебно-педагогический контроль

2.6 Методы математической статистики

2.7 Характеристика исследуемых школьников и организация исследований

Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение

3.1 Физическое развитие детей с 7 до 8 лет

3.2 Результаты контрольно-педагогических испытаний школьников первого класса

Заключение

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Введение

Актуальность. За последние годы произошли существенные изменения социально-экономических условий жизни общества. Причем эти изменения во многих случаях привели к резкому ухудшению уровня жизни значительной массы населения нашей страны, что не могло не сказаться на снижении показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности - подрастающего поколения. Исследования показывают, что из десяти современных детей 6-7-летнего возраста восемь имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья (8, 36, 43, 46, 55, 92). Существующая система физического воспитания в учебных заведениях еще не стала фактором улучшения здоровья и эффективной физической подготовки подрастающего поколения. Причина этого видится в несовершенстве оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» в соответствии с нормами физической подготовленности, где не учитывается генетическая обусловленность низкого уровня физической подготовки некоторых учеников. Анализ всех прошлых и современных программ учебных заведений по физическому воспитанию показывает, что они ориентированы на среднестатистического учащегося (3, 43, 66, 75, 81, 88, 100).

Как известно, наша страна является одной из тех, в которых организация физического воспитания в учебных заведениях строится на основе централизованных учебных программ, регламентирующих содержательную часть занятий физкультурой и их объем. Такая система имеет как свои достоинства, так и недостатки (Должников И.И., 1983). Централизованный подход к физическому воспитанию школьников позволяет независимо от того или иного региона страны, национальных особенностей, условий жизни и т.п. строить процесс физической подготовки подрастающего поколения практически по одной и той же схеме (объему часов, содержанию учебных планов, оплате труда учителя и т.д.)

Анализ научно-методической литературы по данной проблеме позволяет говорить о том, что научным разработкам методики физической подготовки школьников с учетом физического развития уделяется крайне мало внимания (3, 5, 22, 35, 48, 76, 92). В то же время имеется целый ряд работ, раскрывающих методику направленного физического воспитания школьников, в том числе младшего возраста, без ее тесной взаимосвязи с физическим развитием (1, 11, 18, 24, 39-41, 55, 56, 57, 63, 67, 71, 80, 84, 88 и др.).

Отсюда возникла актуальность данной работы, заключающаяся в теоретической разработке и научно-методическом обосновании методики физической подготовки школьников младших классов в зависимости от уровня их физического развития.

Целью исследований является совершенствование системы физического воспитания младших школьников на основе обоснования методики физической подготовки с учетом показателей физического развития.

Задачи исследования:

1. Определить особенности динамики физического развития младших школьников в период с 7 до 8 лет.

2. Исследовать возрастную динамику физической подготовленности школьников 7-8 лет.

3. Определить эффективность методики физической подготовки младших школьников с учетом индивидуальных особенностей физического развития.

Гипотеза. Было предположено, что эффективность физической подготовки школьников 7-8 лет значительно повысится, если методика физического воспитания будет строиться в зависимости от физического развития занимающихся. Кроме того, было предположено, что уровень физического развития детей 7-8 лет и показатели их физической подготовленности взаимосвязаны между собой и не имеют выраженных половых различий.

Объект исследования - процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования - методика дифференцированной подготовки младших школьников 7-8 лет с учетом их возраста, пола и физического развития.

Практическая значимость. Разработанная в результате проведенных исследований методика физической подготовки школьников 7-8 лет с учетом их физического развития позволят повысить качество урока по физической культуре за счет его индивидуализации и активизации интереса самих учащихся к самосовершенствованию.

Новизна исследований заключается в том, что:

1. Организация физической подготовки младших школьников с учетом их физического развития позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания, по сравнению с общепринятой методикой.

2. Система педагогической оценки показателей физического развития и физической подготовленности позволяет дифференцировать детей и объективно нормировать средства и методы процесса физической подготовки младших школьников.

Объем и структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы.

Глава I. Обзор литературы

1.1 Особенности методики физического воспитания школьников младших классов

Физическое воспитание в общеобразовательной школе, его эффективность во многом зависит не только от количества учебных часов, но и, самое главное, от методики учебно-тренировочного процесса. По этому вопросу издано огромное количество научных и методических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Основные, принципиальные аспекты, на которых строится та или иная методика физического воспитания школьников, могут быть весьма отличными, но все же обязательно включают следующие требования: учет возраста и пола, особенностей физической подготовленности, эмоционального состояния, материальной базы, инвентаря, оборудования и др. (1, 14, 24, 39, 46, 57, 58, 63, 67, 72, 74, 90, 92, 108, 111, 114 и др.).

При разработке той или иной методики выполнения физических упражнений для школьников 1-4-х классов ряд авторов рекомендуют распределить средства физической подготовки с учетом укрепления мышц плечевого пояса, затем спины, брюшного пресса, ног (47, 50, 57, 63, 67 и др.). И.И.Мансуров (67) считает целесообразным применять для младших школьников следующий комплекс упражнений в основной части урока:

1) упражнения на равновесие, с мячом, прыжки, игры;

2) общеразвивающие упражнения на месте, в движении, метание в цель, лазание, игры с прыжками;

3) упражнения на осанку, перелазание, прыжки в длину, игры с метанием.

Ряд авторов предлагают широко использовать круговой метод занятий физическими упражнениями в младших классах (24, 43, 57 и др.). Так, А.И. Голубев, Т.Н. Голубева, В.Б Абрамович, Б.М. Иванов (24) при проведении круговой тренировки младших школьников рекомендуют распределить их на небольшие подгруппы, которые проходят все станции от одного до трех раз с интенсивностью выполнения упражнений в 1/4, 1/3 и 1/2 от максимального.

В.В. Шевцов (109) и другие предлагают шире использовать в физическом воспитании младших школьников дифференцированный подход. По мнению А.И. Кравчука (42), предложенная им комплексная программа физического воспитания школьников 4-7-х классов позволяет последовательно осуществлять двигательную, функциональную и физическую подготовку. Л.В. Щукевич (113) разработал методику развития скоростно-силовых качеств в группе младших школьников. Исследования автора показали, что развитие скоростных качеств у детей можно планировать в виде комплексных упражнении (для рук, туловища: 2-3 линейных или встречных движений с которыми включают 2-3 задания на быстроту реагирования внимания и т.п.) Наряду с разнообразными методиками развития скоростных качеств имеются работы, в которых раскрывается методика воспитания координационных возможностей школьников (23, 31-33, 40, 47, 49, 53, 54, 62, 67,68, 69, 111 и др.).

Так, для этой цели В.И. Ляхом (66) предложены для школьников 1-4-х классов различные виды прыжков. По его мнению, все разновидности прыжков содействуют формированию координационных способностей, относящихся к группе ациклических локомоций. Их можно также сгруппировать по принципу преимущественного воздействия на одну или несколько специфических координационных способностей:

- спосо...

Другие файлы:

Физическое воспитание младших школьников
Основы физического воспитания детей младшего школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности детей, развитие их физических качеств. Формирован...

Выявление уровня развития физических качеств младших школьников
Применение тестов как информационной категории для выявления уровня развития физических качеств младших школьников. Требования школьной программы для...

Экологическое воспитание младших школьников
Теоретические основы экологического воспитания младших школьников. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема. Экологическое воспи...

Воспитание личной физической культуры у младших школьников
Возрастные анатомо-физиологичские особенности развития детей младшего школьного возраста. Средства и особенности методики физического воспитания младш...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Сущность и природа нравственности. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Изучение уровня развития духовно – нравственны...