Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Физическая культура как средство развития внимания у младших школьников

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Физическое воспитание в младшем школьном возрасте как основа развития познавательных процессов. Пути повышения внимания на уроках по физической культуре у детей. Влияние экспериментальной методики на развитие внимания и физическую подготовленность детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Физическая культура как средство развития внимания у младших школьников

1. Теоретические основы развития внимания в процессе физического воспитания школьников

1.1 Физическое воспитание в младшем школьном возрасте как основа развития познавательных процессов

В последние годы в организации и содержании учебного процесса общеобразовательной школы происходят значительные изменения: пересматриваются учебные планы и программы, широко внедряются технические средства и программированное обучение. Все это влечет за собой интенсификацию учебной деятельности школьников.

Занятия физической культурой оказывает разностороннее воздействие на школьников, воздействуя одновременно на двигательное и интеллектуальное их развитие. Взаимосвязь физического с умственным воспитанием проявляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий. Разнообразные новые знания в области физической культуры, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности и жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт. Он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» [27].

В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

При постановке целей воспитания педагогическая наука чаще всего обращается к образу «гармонично развитой личности». По мнению Л.П. Матвеева (2004), гармоничное развитие личности означает оптимальную соотнесённость всех сторон воспитанности с учётом полной реализации её духовных, нравственных и физических возможностей. Согласно теории функциональных систем (П.К. Анохин), гармония достигается не только на основе связи и взаимодействия, но и на основе взаимосодействия. Под гармоничным развитием в педагогике и психологии понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего развитие каждого из этих качеств способствует эффективности развития другого [28].

Общие вопросы физического воспитания, его связь с познавательным развитием ребенка раскрываются в исследованиях Г.П. Юрко (1985), Н.И. Дворкиной (2003), И.В. Дубровиной (2003), С.Б. Шармановой (2007),

Научно-методические аспекты познавательного развития и физического воспитания содержат работы М.Д. Кудрявцева (2003). Он рассматривал роль и значение умственного и физического воспитания в становлении личности ребенка, обосновала механизмы взаимодействия и взаимообусловленности этих начал. Н.И. Дворкина (2003) в своих исследованиях обосновала концепцию моделирующей взаимозависимости умственного и физического развития и настроения ребенка, учитывающую положительное эмоциональное состояние, бодрое настроение, поддерживаемое правильной организацией жизни, интересами, впечатлениями.

В младшем школьном возрасте у ребенка закладываются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание.

И.М. Сеченов впервые связал двигательные функции с функциями высших отделов центральной нервной системы. Он отмечал, что «…Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению».

Своими психологическими исследованиями П.Ф. Лесгафт (1983) доказал, что в процессе овладения физическими упражнениями ребенок учится не только управлять своими движениями, основываясь на мышечных ощущениях, но также учится анализировать свои впечатления и ощущения, сравнивать их и объединять в единые представления и понятия. Физическое и психическое развитие человека неразрывно связаны между собой в едином процессе развития личности, начиная с рождения и внутриутробного развития ребенка. В свою очередь гармония физических и психических качеств достигается достаточной двигательной активностью, свойственной здоровым, физически развитым детям.

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность [16].

Теоретическое изучение вопросов взаимосвязи показателей умственного развития и физического состояния показало, что, по мнению большинства учёных, уровень и темпы умственного развития во многом определяются степенью развития двигательной сферы ребёнка (Л.С. Выготский, 2003, Г. Доман, 1999, и др.), а целенаправленное использование средств физического воспитания может повысить результативность отдельных показателей умственного развития детей без ущерба для их здоровья.

Существует ряд исследований, в основном в области медицины, говорящих, что в целом оптимальные физические и спортивные нагрузки положительно влияют на сохранение и укрепление здоровья, несколько меньше говорится об их влиянии на психомоторику, и менее всего изучено влияние двигательной активности на познавательное развитие детей.

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности [28]. Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического и духовного совершенствования, возвращает теоретиков и практиков к развитию в основном двигательной сферы детей. При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования [7,19].

Двигательная активность благоприятно воздействует на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмичные движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям [20,23,46].

1.2 Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

Внимание - это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса [30,34].

Внимание выполняет такие функции, как активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а к вторичным - колебания, переключаемость внимания.

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью сознания на том или ином предмете, явлении, на той или иной деятельности. Благодаря направленности и сосредоточенности психической деятельности ученик достигает положительных результатов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Умение быть внимательным имеет значение и в развитии учащихся как личности. Так, если ученик внимательно выполняет как интересное, так и неинтересное задание, преодолевая при этом неприятные эмоции, то у него тренируется волевое усилие и формируется настойчивость, целеустремленность; если ученик постоянно сосредоточивает свое сознание (проявляет активную деятельность) на нуждах и заботах своих товарищей, то у него развивается чувство товарищества; сосредоточение сознания на общественных делах воспитывает чувство долга, ответственности [31,33].

Преобладающим видом внимания младшего школьника на первых порах является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Ребенок ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти...

Другие файлы:

Народные приметы в курсе "Окружающий мир" как средство развития внимания у младших школьников
Опытно-практическая работа для использования народных примет в курсе "Окружающий мир" с целью развития внимания у младших школьников. Разработка крите...

Игра как средство развития произвольного внимания младших школьников
Зарубежные и отечественные психологи и их теории о проблеме развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Игра "В магазине зерк...

Этапы развития произвольного внимания младших школьников
Сущность произвольного внимания. Условия, методы развития произвольного внимания у младших школьников. Организация и проведение экспериментального исс...

Особенности развития функции внимания у младших школьников
Психологические особенности младших школьников. Возрастные особенности развития внимания детей. Проблемы диагностики и развития внимания младшего школ...

Музыка как средство эмоционального развития младших школьников с гиперактивным поведением
История изучения эмоций в российской психологии. Проявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у младших школьников. Характеристика видо...