Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Физическая культура как потребность человека

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Возникновение и развитие физической культуры. Определение понятий "физическая культура" и "физическое воспитание". Структура физической культуры как части общей культуры общества, ее роль в гармоническом развитии личности и трудовой деятельностью.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Физическая культура как потребность человека и общества

Введение

Актуальность темы исследования. В современном понимании физическая культура - это совокупность достижений и творчества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий для направленного физического развития и совершенствования всех возрастных групп населения, особенно детей и подростков, для активного здорового отдыха всего народа. Термин «физическая культура» имеет и более узкие значения: это обязательный курс школьного физического воспитания, это уровень достижений отдельного человека, использующего определенные формы и методы воспитания, - личная физическая культура.

Изучение вопроса возникновения и развития физической культуры является интересной темой, освещение которой важно для понимания сущности и перспектив развития методов совершенствования личной (индивидуальной) физической культуры человека.

Объект исследования - физическая культура как часть культуры человека и общества. Предмет исследования - характеристика физической культуры как потребности общества и личности.

Цель настоящей работы - исследование сущности и структуры физической культуры, как части культуры человека и общества в ее историческом аспекте.

Цель достигалась при помощи последовательного решения следующих задач:

1. Определить причины и особенности возникновения физической культуры.

2. Выявить движущие силы развития и трансформации физической культуры в истории человечества.

3. Определить особенности и структуру физической культуры в настоящее время.

1. Возникновение и развитие физической культуры

1.1 Возникновение физической культуры

Считается, что физическая культура зародилась еще в первобытно-общинном обществе. В этот исторический период сложилась, так называемая элементарная физическая культура коллективного характера, основное содержание которой составляли игры натуралистического, символического и состязательного направления.

Примерно до 10 лет мальчики и девочки в то время жили на половине своих матерей в одинаковых условиях, а затем распределялись по полу и возрасту, подвергаясь целой системе сложных и нередко кровавых обрядов - инициации. Инициация - это испытание на преодоление страха и боли, голода, жары и холода, это испытание в умении владеть копьем, луком, конем, в силе, ловкости и выносливости, а также в различных единоборствах. Кто выдерживал эти испытания, становился полноправным членом рода, племени и считался взрослым, а тот, кто не выдерживал, был окружен общим презрением и нередко навсегда оставался среди детей. Инициации сопровождались посвящением в таинства племени. Развитие сознания первобытных людей способствовало накоплению традиций, неразрывно связанных с проверкой двигательных качеств.

Игры и инициации символического характера возникли под влиянием новых форм ведения хозяйства (мотыжного земледелия, приручения животных) и новых производственных отношений. Подготовка к ним была значительно сложнее: учились попадать в мишень. Аборигены Австралии рисовали на песке кенгуру, жители Крайнего Севера - тюленя на льду, песца на дереве и другие мишени. Иногда животное заменяли чучелом, вместо дубин и камней использовали специальные снаряды. Орудия труда совершенствовались и требовали специальной тренировки в овладении новыми навыками.

В Азии, Африке и Латинской Америке сохранились до настоящего времени целые наскальные галереи, отражающие производственную деятельность и игры древних людей. Так, в 40 км от столицы штата Мадхья - Прадеш в Индии на площади более 10 кв. км, по мнению ученых, первые рисунки были сделаны около 10 тыс. лет назад. У изображений диких зверей, обитателей вод, сцен охоты, игр и танцев учили детей, лечили раны и болезни, используя лекарственные растения и средства физической культуры.

Особенно широко использовались средства физической культуры в период военной или племенной демократии, когда в тайных союзах (мужской замкнутой организации) двигательные действия стали отделяться от своей предметной, трудовой первоосновы. Постепенно посвящения в члены тайных союзов усложняются, упражнения регламентируются в религиозной обрядности. Затем бег, метания, прыжки, плавание, борьба, поднятие и переноска тяжестей, верховая езда и езда на колесницах использовались не только в посвящениях, но и на праздниках, в программу которых входили состязательные игры.

1.2 Развитие физической культуры

В целом важнейшими условиями развития физической культуры, как, впрочем, и всей культуры, явились условия материальной жизни общества и характер социально-экономических отношений, господствовавших на тех или иных этапах истории общества.

Дальнейшее развитие производственных сил связано с возникновением государств, появлением частной собственности и расслоением человеческого общества на антагонистические классы - рабовладельцев и рабов, физическая культура утратила свою однородность. В рабовладельческих государствах определенные системы физического воспитания были созданы только для «свободнорожденных», а рабы лишались всех прав, в том числе возможности учиться в школах, участвовать в состязательных играх.

Самая жестокая система физического воспитания Древней Греции была в городе Спарта. Болезненного и слабого новорожденного ребенка геронт (член совета старейшин) приказывал сбрасывать в ущелье, своего рода кладбище в расщелине горы Таигет, и только «сильным», по геронту, определявшему состояние здоровья, выделяли участок земли, а матери разрешалось его вскармливать. Этот обычай, как и многие другие, спартанцы связывали с именем легендарного законодателя мудреца, Ликурга, в чьем образе якобы слились черты бога и человека.

Спартанские дети воспитывались в родительском доме до 7 лет, а затем определялись в школы, не имевшие себе равных по жестокости нравов среди древнегреческих государств. В школах процветала экзекуция (телесные наказания), за которой следила жрица, державшая в руках статуэтку Артемиды, богини лесов и охоты. Жрица, опуская или поднимая статуэтку, указывала силу ударов. В играх детей, находившихся постоянно в школе, нередко нарочно доводили дело до драки. Следить за поведением молодежи вменялось всем полноправным спартиатам.

Для 7-12-летних спартанцев сохранялись доклассовые формы и методы воспитания. Дети распределялись по отрядам, где никогда не питались досыта, спали на жестком ложе из тростника и ходили во всякое время года без обуви. Большое внимание уделялось физическим упражнениям. С 12 лет среди детей обычным явлением были кулачные бои, для проведения которых собирались на особом острове.

Спартанская знать считала одной из важнейших государственных задач физическое воспитание женщин. Молодые спартанки до замужества выполняли те же физические упражнения, что и будущие воины. Писатель Плутарх в сочинении «Ликург» отмечал, что они должны были для укрепления тела бегать, метать диск, бороться и участвовать в состязательных играх. Выйдя замуж, спартанки занимались только семейными обязанностями. Однако античные историки приводят примеры, когда спартанские женщины с оружием в руках боролись против завоевателей и восставших рабов.

С 14 лет спартиатам (рабовладельцам) разрешалось участвовать в собрании (сесситии) и в объявлении войны илотам (коренному населению, завоеванному спартанцами). Подростки, имея дневной запас продуктов, скрывались в засадах, внезапно нападали и убивали наиболее сильных, опасных для рабовладельцев мужчин.

Юношей 18-20 лет после инициации зачисляли в особые отряды эфебов. С ними проводились беседы о героях Спарты. Плутарх писал, что из эфебов, обнаруживших наибольшую рассудительность и храбрость, выбирали ирена, который командовал своими подчиненными в драках и распоряжался ими, когда «наступало время позаботиться об обеде».

Рабовладельцы Спарты использовали воспитательные обычаи, восходящие к первобытному обществу. Особое внимание в процессе обучения двигательным действиям они обращали на развитие выносливости и силы, смелости и решительности, необходимых для военных целей. Благодаря хорошо организованному физическому воспитанию и совершенной по тому времени подготовке воинов в Спарте была создана одна из сильнейших армий и до окончания Пелопоннесских войн (431-404 гг. до н.э.) общественный строй Спарты был неизменным.

Афинская рабовладельческая республика с резко выраженным классовым расслоением была центром древнегреческой культуры. Воспитание детей до 7 лет, как и в Спарте, проводилось в семье в гинекеях, на женской половине дома. С 12-13 лет мальчиков бесплатно учили в государственной школе - палестре (от греческого слова «палес» - борьба).

Главная задача палестры - подготовка к исполнению обязанностей «стража» Аттики. Детей обучали выполнять упражнения с копьем и щитом, дротиком и луком, кинжалом и другим вооружением. У афинян гимнастика подразделялась на игры и развлечения (сферистику), архаистику и палестрику. Занятия архестрикой сводились к танцевальным двигательным действиям на религиозные и военные сюжеты, проводившиеся под музыку на круглой площадке. Такие площадки были почти у каждого дома полноправных граждан Афин. В палестре широко использовались пять видов физических упражнений - бег, прыжки в длину, борьба, метание диска и к...

Другие файлы:

Значение физической культуры в развитии личности
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Термин "физическая культура" как центральное понятие всего физкультурного образования. Ф...

Физическая культура
Физическая культура в общественной, профессиональной подготовке студентов. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья....

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Физическая культура—часть общечеловеческой культуры. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физическо...

Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
Производственная физическая культура, ее цель и задачи. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств физкультуры. Произво...

Темы ов дисциплине «Физическая культура»: Физическая активность как средство укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности человека