Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Урок по химии в 9 классе на тему: "Фосфор и его соединения"

Тип: конспект урока
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Определение целей и задач урока по химии, формы организации и методы обучения. История открытия фосфора, его нахождение в природе и роль в организме человека. Аллотропные модификации и химические свойства данного элемента, его получение и применение.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Урок по химии в 9 классе на тему: "Фосфор и его соединения"

Разработал и провел

Хайдаршин Альмир Галиханович -

учитель химии МБОУ СОШ» школа №3

Бирск

Введение

Цель урока:

· Познакомить учащихся с фосфором и его соединениями;

· Повторить понятие “Аллотропия”; Рассмотреть аллотропные модификации фосфора.

· Способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых элементом фосфором веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека.

· Закрепить понятия «химический элемент», «простое вещество».

Задачи:

1. Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей, применение знаний и умений при решении метапредметных учебных проблем.

2. Развивающие: содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы, исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи, развивать умения использовать химическую терминологию, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником.

3. Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.

Оборудование и реактивы.

ПСХЭ, коллекция минералов, на столах уч-ся растворы К3РО4, AgNO3, Учебник: автор - Н.С.Новошинская, И.И.Новошинский.

Тип урока:

Урок изучения нового материала с элементами интегрирования (Биология, история, литература, география).

Формы организации учебной деятельности:

· самостоятельная работа с текстом учебника;

· фронтальная;

· исследовательский лабораторный опыт.

Методы обучения.

Методы организации учебной деятельности:

1. словесные (эвристическая беседа),

2. наглядные (коллекция, таблицы)

3. на основе познавательной деятельности

4. частично-поисковый;

Педагогические приемы:

· учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);

· учебно-информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);

· учебно-интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).

урок химия фосфор аллотропный

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Изучение нового материала

Тема нашего урока «Фосфор и его соединения». Цель нашего урока: получить знания о химическом элементе, простом веществе фосфоре и его соединениях. При подготовке к уроку несколько ребят получили задание подготовить устные сообщения.

2.1 Сначала совершим небольшой экскурс в 17 век. Слово историку - его роль сегодня выполняет Мирошниченко Егор.

В 1669 год. Открытие фосфора приписывается гамбургскому алхимику Х. Брандту. В поисках «философского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, Брандт занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. В приёмнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Так, совершенно случайно, в 1669 году был открыт белый фосфор - вещество, вызывавшее свечение. Поначалу у Брандта не было сомнения, что свечение без огня мог дать лишь искомый «философский камень». Однако вскоре он понял, что никакими другими чудесными свойствами его находка не обладает, и продал секрет другому алхимику. Тот, в свою очередь, перепродал его третьему и т. д. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Р.Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора. В 1771 году шведский химик К.Шееле дал способ получения фосфора из костяной золы, применявшейся в промышленности вплоть до начала 20 века. Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий. Название «фосфоры» приписывают всем веществам, светящимся в темноте после предварительного облучения, а само явление холодного свечения называют фосфоресценция.

Учитель.

Так давайте поближе познакомимся с элементом фосфором, зная, что свойства зависят от строения.

2.2 Характеристика элемента по его положению в ПСХ Д.И Менделеева

Учитель. Охарактеризуйте фосфор как химический элемент по плану:

1. порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа;

2. заряд ядра, электронная формула, энергетическая диаграмма;

3. валентность и возможные степени окисления элемента.

2.3 Нахождение в природе

Учитель. В каком виде химический элемент может находиться в природе ? Запишите в тетрадь не менее 4 формул соединений фосфора.

Ученик (Бурдина Д.). Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются апатиты и фосфориты. В 1926 году А.Е.Ферсманом и его сотрудниками были открыты огромные запасы апатитов на Кольском полуострове в Хибинах, где их залежи не имеют равных нигде в мире. Незадолго до войны было открыто очень крупное месторождение фосфоритов Кара-Тау в Казахстане.

Одним из источников фосфора является гуано - природное фосфорсодержащее вещество, продукт из экскрементов птиц. Вблизи берегов Перу есть несколько безводных, не орошаемых дождями голых островов, которые с незапамятных времен служили местом обитания морских птиц, питающихся рыбой. За многие века эти острова покрылись сплошным слоем птичьего помета, достигавшим в некоторых местах стометровой толщины. Именно эти скопления гуано долгое время служили источником фосфора и удобрений для истощенных полей Западной Европы, пока запас не был исчерпан.

Учитель. Познакомимся с образцами фосфоритов и аппатитов, имеющихся в наших коллекциях.

2.4 Биологическая роль фосфора

Учитель. Фосфор входит в состав нервных и костных тканей. Особенно богаты им мозговые клетки. В сутки человеку необходимо примерно 1 г. фосфора.

Содержание фосфора в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 780 г.

* Входит в состав костной ткани в виде ортофосфата Са3(Р04)2 и гидроксиапатита ЗСа3(Р04)2 * Са(ОН)2

* Входит в состав зубов в виде гидроксиапатита и фторапатита 3Са3(Р04)2 * CaF2.

* Соединения фосфора принимают участие в обмене энергии.

* Необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности. Академик А.Е.Ферсман назвал его «элементом мысли».

Фосфор поступает в организм с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сырами, мясом, бобовыми (горох, фасоль), овсяной, перловой, ячневой крупой. Обычно всасывается 50-90% фосфора, меньше - при употреблении растительных продуктов, т. к. в них он содержится в виде трудноусвояемой фитиновой кислоты. Для правильного питания очень важно его соотношение с кальцием. Оптимальным считается соотношение кальция и фосфора, равное 1:1,5.

Реакция организма на недостаток фосфора

Развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность.

Реакция организма на избыток фосфора

Развивается мочекаменная болезнь. Р4 и многие соединения фосфора высокотоксичны. Летальная доза Р4 равна 60 мг. Большую опасность представляют ожоги, возникающие при горении фосфора, из-за выделения большого количества тепла при взаимодействии образующегося при горении P2Os с влагой кожи. Получившаяся фосфорная кислота Н3Р04 проникает в глубь соединительной ткани, что приводит к отеку из-за прилива внеклеточной жидкости.

2.5 Встречается ли, описание изучаемого нами элемента в литературных произведениях?

«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в...

Другие файлы:

Интегрированный урок биологии и химии на тему "Структурная организация живой клетки"
Значение интегрированных уроков биологии и химии для современных школ. Особенности проведения интегрированных уроков по биологии на тему "Структурная...

Видеосамоучитель. Linux + CD
Содержание диска: Урок 01. Создание разделов в Windows Урок 02. Установка Debian Linux Урок 03. Установка Debian Linux в текстовом режиме Урок 04....

Методическое руководство к лабораторным занятиям по химии для студентов экономического факультета
Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ. Приготовление растворов заданной концентрации. Электролитическая диссоциация и гидроли...

Химия. 11 кл. Профильный уровень.
Описание: Учебник "Химия. 11 класс. Профильный уровень" посвящен общей химии и опирается на знания, полученные учащимися ранее: в 8 классе - об общей...

Экологические аспекты преподавания темы "Ванадий и его применение" в школьном курсе химии
Предоставление теоретических сведений о природных и техногенных ресурсах, свойствах, главных соединениях ванадия, его главных производителях и потреби...