Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Урок в современной школе

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Урок в истории педагогики. Современный урок в начальной школе: понятия, структура, классификация. Особенности проведения урока по Федеральным государственным образовательным стандартам. Требования к условиям реализации нового стандарта образования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и пути их решения. В условиях обновления российского образования современная школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Первым шагом к реализации политики стало введение федеральных государственных образовательных стандартов.

Стандарт второго поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. ФГОС НОО ставит перед учительством задачу сформирования и внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Системно-деятельностный подход также позволяет обучающимся развивать способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

Цель исследования - выделить особенности урока по Федеральным государственным образовательным стандартам.

Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

1) изучить урок в истории педагогики;

2) рассмотреть основные понятия, структуру и типы урока;

3) исследовать особенности проведения урока по ФГОС;

4) выявить требования к современному уроку.

Структура представленной работы обусловлена перечнем исследуемых проблем, определена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, одной главы, объединяющей четыре параграфа, заключения и списка используемых источников.

Данная работа будет интересна студентам средних специальных и высших педагогических образовательных учреждений, а также преподавателям начальных классов, начинающим работать в системе ФГОС.

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Урок в истории педагогики

В истории школы и педагогической мысли известные различные формы организации учебно-воспитательной работы. Урок как форма организации обучения имеет гораздо более короткую историю, чем школа и обучение вообще. Основной формой организации обучения была индивидуальная работа учителя с учениками, поскольку прием в школу происходил в любое время года независимо от возраста, и каждый ученик получал задание учителя в индивидуальном порядке. Индивидуальный порядок обучения господствовал во всех странах почти до XVIII века, а в некоторых странах до конца XIX века.

Идея урока впервые, как известно, в зачаточном виде встречается в книге римского оратора и педагога Квинтилиана « О воспитании оратора». Однако создателем теории классно-урочной системы все же является Ян Амос Коменский, поскольку он впервые дал всесторонние обоснование этой форме обучения и сформулировал главнейшие принципы ее построения. Он подверг резкой критике господствующий в его время школьный режим вообще и индивидуальною форму организации занятий особенно. Он считал убийственным для детей то, что учение продолжалось «с восхода до заката»

Ян Амос Коменский -- чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Вопросы воспитания и обучения Я. Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания; призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам -- сначала родному, потом латинскому -- как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Я. Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.
Я. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Он полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Я. Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Была разработана единая школьная система: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет -- латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Я. Коменский вводил наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, историю, географию). Я. Коменский изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия -- высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике", Я. Коменский в "Пампедии" расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь [4, c. 448].

Урок как форма организации учебной работы подразумевает:

1) неизменный состав учащихся, стоящих приблизительно на одном уровне развития (твердый класс);

2) организацию занятий в точно определенное время по стабильному расписанию, предусматривающему определенное чередование учебных предметов;

3) одновременную работу учителя со всем классом по одному и тому же учебному предмету;

4) руководящую роль преподавателя на протяжении всего периода обучения.

Таким образом, эти характерные черты классно-урочной системы, урока как основной формы организации учебной работы в законченном виде даются уже у Я. Коменского. Коменский определил длительность урока одним часом. Каждый час, по его мнению, должен быть частью того времени, которое выделено для изучения предмета. Каждый час должен иметь свою конкретную задачу. «Порядок, касающийся лиц, водворится в школе от распределения учащихся в зависимости от возраста и успехов по отделениям, или куриям, которые мы, согласно принятому в школах обозначению, называем «классами». Класс, следовательно (в этом случае), есть не что иное, как объединение одинаково успевающих учеников для того, чтобы легче можно было вести вместе к одной и той же цели всех, кто занят одним и тем же и относятся к обучению с одинаковым прилежанием» [5, c. 56].

Занятия в классе должны начинаться и заканчиваться в установленные сроки. «Отсюда следует, что будет согласно с требованиями хорошего порядка, если все классы будут начинать и заканчивать свои годовые занятия в одно время: весной или, что, по-видимому, удобнее, осенью. Поэтому вне этого времени никого не следует (как общее правило) принимать в школу, чтобы обучение всех подвигалось равномерно и курс одинаковых занятий заканчивался всеми учениками каждого класса в конце года» [5, c. 59].

Режим всякого рационального обучения требует отдыха. «Но эти ежедневные занятия в течение шести часов ни в коем случае не должны продолжаться без перерыва, - между ними должны быть промежутки для отдыха. В предобеденные часы должны упражняться преимущественно ум, суждение, память, а в послеобеденное - руки, голос, стиль и жесты» [5, c. 60].

У Коменского можно найти много высказываний о такте и поведения учителя на уроке. Учить должен быть душой и сердцем урока, и его творцом.

Коменский в своем учении о уроке большое место уделяет также вопросом дисциплины учащихся и считает, что уроки, также как и вообще школа, без дисциплины подобны «мельницы без воды», но дисциплина должна основываться «не на паке и на побоях», а на сознательности учеников, на уважении к достоинству учащегося, к его личности. Она должна служить воспитанию учащихся верой в собственные силы, любви к учебе и труду.

Коменский не оставил без внимания вопрос о домашних заданиях и их дозировке. Он отрицательно оценивал такую практику, когда центр тяжести в усвоении учащимися учебного материала переносится на самостоятельную работу и в результате ребенку приходится переживать огромное страдание, зазубривая дома непонятные для него тексты. Коменский требовал так объяснять материал и разрабатывать его с помощью упражнений, чтобы учащемуся понадобилось лишь быстро перечитать один раз вечером и один раз утром, перед уходом в школу.

Таким образом, Я. Коменский не только поставил все основные вопросы, связ...

Другие файлы:

Урок - основная форма организации обучения в современной школе
Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Урок изучения нового материала. Уроки контроля и коррекции знаний. Организация учебной деяте...

Урок в современной школе
Основные пути совершенствования урока в современной школе. Типология и структура современного урока. Наблюдение за уроком. Общие требования к современ...

Урок в современной школе
На основе изучения передового педагогического опыта, теоретического и экспериментального исследования в книге рассматриваются методологические основы...

Физическое воспитание в школе
Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе. Контроль физического воспитания учащихся. Физкультурно-оздоровительная раб...

15 уроков фотографии
15 потрясающих уроков фотографии, из которых Вы узнаете об освещении и композиции, о выборе камер и объективов, о разных жанрах фотосъемки.Содержание:...