Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Упражнения как способ формирования специальных лексических умений и навыков учащихся на уроках иностранного языка

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Цели и задачи изучения иностранного языка в школе. Особенности развития лексических умений учащихся 7 класса. Современные классификации методов обучения. Методические особенности применения упражнений при формировании лексических умений и навыков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

3

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение

«Свердловский Областной Педагогический Колледж»

Кафедра педагогики и психологии

Упражнения как способ формирования специальных лексических умений и навыков учащихся 7 класса на уроках иностранного языка

выпускная квалификационная работа

Исполнитель: Филатова Л.С.

Специальность 05030352

«Иностранный язык»

Группа 33а

Допустить к защите

Зав. каф.

Еремеева Л.И. _______

Научный руководитель:

Игнатьева Н.М.

Екатеринбург

2008

Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексических умений и навыков учащихся 7 класса в ходе выполнения упражнений

1.1. Цели и задачи изучения иностранного языка в школе

1.2. Цель обучения лексике

1.3. Особенности развития лексических умений учащихся 7 класса

1.4. Современные классификации методов обучения

1.5.Упражнение как способ развития лексических навыков

1.6. Характеристика среднего школьного возраста (10-15 лет)

Глава II. Методические особенности применения упражнений при формировании лексических умений и навыков учащихся 7 класса

2.1. Анализ УМК

2.2. Содержание сборника упражнений

2.3. Описание результатов практического применения упражнений

Заключение

Список литературы

Приложение

Терминологический справочник

Введение

упражнение иностранный язык лексический умение

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить - выводит нас на категорию методов обучения. В профессиональной деятельности учителя методы играют немаловажную роль, они являются связующим звеном между запроектированной целью и конечным результатом. Существует множество различных методов, но, насколько эффективны упражнения ещё не совсем известно. На уроках иностранного языка упражнения дают свои результаты в основных составляющих образованности: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной (РОК).

Каждый, изучавший иностранный язык знает, как нелегко даётся запоминание чужой речи. А между тем, успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, так как с её помощью происходит приём и передача информации. Стоит обратить внимание на влияние упражнений на формирование специальных лексических умений и навыков.

В государственном образовательном стандарте прописаны 5 компетенций (речевая, языковая, социо-культурная, компенсаторная и учебно-познавательная), которые должны развиваться в процессе обучения иностранному языку. Данный способ называется компетентносным подходом в образовании и тем самым делает эту тему актуальной. В соответствии с законом об образовании РФ иностранный язык изучается со ступени начального общего до ступени среднего (полного) образования. Также допускается обучение, подготовка и повышение квалификации граждан РФ в иностранных образовательных учреждениях.

На результат обучения влияют не только методы обучения, но и возраст учащихся, а от последнего зависит и степень внимания, и сконцентрированность, и настрой на урок. Подход учителя к подаче материала и разработанность упражнений, способных заинтересовать учащихся, помогут достичь наилучшего эффекта в мотивации детей, в повышении интереса к изучению иностранного языка.

Концепция модернизации российского образования гласит о переходе к постиндустриальному, информационному обществу, о значительном расширении масштабов межкультурного взаимодействия. Поэтому важность приобретают факторы коммуникабельности толерантности.

Актуальность данной работы в том, чтобы реализовать региональный образовательный компонент и использовать компетентностный подход в образовании, а также выяснить влияние упражнений на формирование специальных лексических умений и навыков. Так как роль иностранного языка значительно повысилась, педагоги отмечают важность обучения иностранному языку как средству общения для понимания школьниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нём культуры каждого народа. Но недостаточное количество методической литературы вынуждает школы прибегать к использованию исследовательских работ студентов.

Данной проблеме посвящено большое количество литературы. В работах Зимней И.А., Пассова Е.И., Колкера Я.М., Харлова Г.А., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И.

Из всего вышесказанного вытекает противоречие между содержанием учебного материала по лексике и деятельностью учителя и учащихся. Далее следует проблема: будут ли упражнения эффективным способом формирования специальных лексических умений и навыков?

Объект: процесс формирования специальных лексических умений и навыков.

Предмет: содержание упражнений для формирования специальных лексических умений и навыков.

Цель: исследовать возможности упражнений для формирования специальных лексических умений и навыков.

Задачи:

1. Осмысление целей и задач изучения иностранного языка на основе требований государственного и регионального стандартов и образовательных программ;

2. Рассмотреть особенности формирования специальных лексических умений и навыков учащихся 7 класса;

3. Описать различные виды и классификации упражнений;

4. Разработать сборник упражнений для формирования специальных лексических умений и навыков.

5. Проверить на практике использование упражнений при формировании специальных лексических умений и навыков;

Методы исследования:

Теоретические:

Ї анализ и систематизация различных подходов к данной проблеме;

Ї сбор и обобщение практического опыта учителей;

Эмпирические:

Ї наблюдение;

Ї практическое использование разработанного сборника упражнений.

Глава I. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексических умений и навыков учащихся 7 класса в ходе выполнения упражнений

1.1 Цели и задачи изучения иностранного языка в школе

Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Ш развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

§ речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

§ языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

§ социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны/стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (V - VI и VII - IX классы); формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

§ компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

§ учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

Ш развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. [24]

Однако обучение иностранному языку невозможно без знания лексических единиц, лексика - это основа, которая становится предпосылкой к изучению, развитию и формирован...

Другие файлы:

Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка у учащихся третьих классов
Психологические особенности детей младшего школьного возраста, методы формирования у них лексических навыков на уроках немецкого языка. Сущность нагля...

Аутентичные тексты как средство обучения поисково-просмотровому чтению на уроках английского языка в 9 классе
Формирования умений поисково-просмотрового чтения на уроках иностранного языка. Чтение аутентичных текстов при обучении английскому языку в общеобразо...

Метод проектов как средство формирования речевой компетенции на уроке иностранного языка
Психолого-педагогические исследования по проблемам формирования речевых навыков на уроках иностранного языка. Особенности использования метода проекта...

Игры на уроках английского языка в младших классах для развития речевых навыков и умений
Роль игры на уроках английского языка в младших классах для формирования речевых навыков и умений. Индивидуально-психологические особенности детей. Ме...

Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков
Алгоритм изучения иностранного языка: использование тестов на опознавание, конструктивных задач, нетиповых заданий и упражнений. Практика использовани...