Управление качеством образования
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
ОТЧЕТ
о преддипломной практике
в Ливенском филиале ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.1 Сущность системы управления качеством образования
- 1.2 Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования
- 1.3 Зарубежный опыт формирования эффективных систем управления образованием (на примере Германии, Франции, Великобритании, Дании)
- 2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
- 2.1 Общая характеристика рынка образовательных услуг
- 2.2 Проблемы и перспективы развития муниципальной системы образования
- 2.3 Анализ образовательной деятельности Ливенского филиала ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»
- 2.4 Анализ российских и зарубежных методик оценки качества образования
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Особая роль образования в обществе подтверждается эволюцией всей человеческой цивилизации. Человеческий капитал является важнейшим фактором общественного производства и элементом национального богатства, инвестиции в который дают очень высокую отдачу.
На современном этапе развития мировой экономики, в условиях ее инновационной направленности и расширения процессов глобализации, когда развитые страны уже конкурируют не в сфере производства, а в области экономики знаний и технологических идей, сфера образования общепринято осознается как отрасль, обеспечивающая условия устойчивого социально-экономического развития государства, а создаваемый ею интеллектуальный капитал - как стратегический фактор, определяющий перспективы его развития и повышения конкурентоспособности. В этой связи задача, которая стоит перед нашим государством - войти по уровню конкурентоспособности в число 50 лучших стран мира предъявляет к системе образования и науки качественно новые требования, переводя проблемы качества знаний в плоскость их «капитализации».
Вместе с тем именно сфера образования, отвечая на проблемы общества и цивилизации, способна и обязана оказывать существенное воздействие на развитие позитивных тенденций в обществе, поддерживать их, находить специфические возможности решения назревающих социальных противоречий.
Тенденции развития образования, обусловленные процессами глобализации, предполагают формирование адекватных им систем обеспечения качественных образовательных услуг и конкурентоспособных знаний. Новые требования к качеству, содержанию образования и механизмам его контроля и оценки предъявляет сегодня и экономика страны, ориентированная на знания и эффективность их капитализации.
Важность роли образования в развитии человеческого общества, проблемы его качества, а также решение этих проблем требует глубокого анализа состояния и механизмов регулирования образования и являются актуальностью данной темы.
Целью практики является изучение теоретических и методологических основ организации системы обеспечения качества образования, ориентированной на адаптацию к требованиям рынка и разработка рекомендаций по совершенствованию оценки и механизма управления качеством образования.
Задачами исследования являются:
1 изучение теоретических аспектов формирования системы управления качеством образования;
2 исследовать и обобщить зарубежный опыт обеспечения качества образования и возможность его адаптации к условиям деятельности отечественных вузов;
3 на основе всестороннего анализа состояния системы высшего образования выявить тенденции ее развития и регулирования.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность системы управления качеством образования
Вопросы качества образования на любом его уровне всегда были и остаются в центре внимания научных исследований и практики управления образованием.
Образование как система - это множество образовательных заведений, отличающихся самыми различными характеристиками, прежде всего, по уровню и профессиональному направлению. Но, это не просто совокупность образовательных объектов, компонентов, явлений, процессов, а взаимосвязь и взаимодействие, при которых система образования приобретает новые качества: гибкость, динамичность, вариативность, стабильность, прогностич-ность, преемственность, демократичность.
В настоящее время российская система образования представлена в следующем виде:
- дошкольное образование;
- начальное образование (начальная школа);
- неполное среднее образование;
- полное среднее образование или производственно-техническое образование;
- высшее образование.
Сейчас в России всеобщее 11-летнее школьное образование.
За последние годы разнообразие типов и видов школ на базовом уровне образования значительно увеличилось. Все школы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России. Возможности ранней специализации предоставляются гимназиями и лицеями.
Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии.
Имея общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют с вузами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности.
Для реализации системы управления качеством образования в муниципалитете определенны несколько блоков приоритетов, а именно дошкольное и начальное образование, обеспечение обязательного основного общего образования, обеспечение сохранения здоровья детей, научно-методическое обеспечение оценки качества образования, информационно аналитическая деятельность, наличие необходимой нормативной базы функционирования учреждений.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Управление качеством подготовки специалистов является комплексным процессом, включающим выбор показателей качества, содержания, форм, методов и средств обучения, организационных, технических и других аспектов управления с использованием международных стандартов ИСО серии 9000 и методов всеобщего управления качеством (TQM), которые положены в основу моделей европейской и российской премий в области качества.
Необходимо отметить, что международные стандарты семейства ИСО-9000 описывают элементы, которые должна включать система качества, а не способы их внедрения конкретной организацией.
Эффективное управление в каждой системе начинается с компетентности высшего звена. Именно руководство высшего звена обязано исходить из стратегии, что вуз способен на большее, по сравнению с прошлым. В организационной структуре вуза могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством.
Система качества образования в вузе должна гарантировать обеспечение требований к выпускникам вуза в соответствии с государственными образовательными стандартами за счет создания необходимых условий. Обеспечение и управление качеством подготовки студентов следует построить так, чтобы отклонения от требований предупреждались заранее, а не исправлялись после того, как были обнаружены. На рынке образовательных услуг должна быть закреплена репутация вуза как надежного поставщика высококачественных специалистов с минимальным риском для тех предприятий, которые можно считать заказчиками.
Цель вуза при создании системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 - обеспечить выполнение следующих аспектов качества:
- качество, обусловленное определением спроса на продукцию;
- качество, обусловленное проектированием продукции;
- качество, обусловленное соответствием продукции проекту;
- качество, обусловленное кадровым обеспечением;
- качество, обусловленное материально-техническим обеспечением;
- качество, обусловленное финансовым обеспечением.
Ключевыми целями вуза в области качества являются следующие:
- достичь, поддерживать и стремиться к постоянному улучшению качества своей работы по всем направлениям деятельности с целью удовлетворения всех установленных и ожидаемых требований потребителей и других заинтересованных лиц;
- обеспечивать уверенность ректорату и всем сотрудникам в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются и что качество постоянно улучшается;
- гарантировать потребителям и другим заинтересованным лицам, что требования к качеству всех работ достигаются или будут достигнуты в поставляемой продукции и предоставляемых услугах.
Управление качеством образования
Понятие "управление качеством образования", специфика его применения к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика понятия "менеджмент кач...
Управление качеством образования студентов педагогического колледжа
Проблема качества образования в педагогической теории и практике. Оценка качества образования. Актуальные вопросы управления качеством образования сту...
Стратегическое управление качеством образования в вузе: теоретико-методологические основы
Создание эффективной системы управления качеством образования в России как стержневая проблема модернизации образования. Обеспечение высокого качества...
Управление качеством
Учебное пособие «Управление качеством» посвящено изучению категории «качество» и основам управления качеством. В пособии последовательно рассматривают...
Управление качеством
Пособие составлено в соответствии со стандартом по дисциплине "Управление качеством" специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии" и пр...