Управление высшим образованием в Федеративной Республике Германия
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- Глава 1. Система высшего образования в ФРГ
- 1.1 Основные черты системы высшего образования
- Глава 2. Характеристика системы управления высшим образованием
- 2.1 Нормативно-правовая база в сфере высшего образования
- 2.2 Органы управления высшим образованием на разных уровнях
- 2.3 Федеральное министерство образования и научных исследований
- 2.4 Система контроля за качеством образования
- Заключение
- Список использованных источников
Введение
Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям [19].
Таким образом, актуальность работы обусловлена тем, что образование является важным звеном в развитии общества, а управление высшим образованием - особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран.
Цель данной курсовой работы - исследовать вопрос управления высшим образованием в Федеративной Республике Германия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные черты системы высшего образования;
2) проанализировать особенности управления системой высшего образования;
3) определить органы управления высшим образованием на разных уровнях.
Объект исследования - высшее образование в Федеративной Республике Германия. Предмет исследования - управление высшим образованием в Федеративной Республике Германия.
высшее образование германия управление
Глава 1. Система высшего образования в ФРГ
1.1 Основные черты системы высшего образования
Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из:
· начальной школы;
· средней школы;
· высшей школы.
На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное [12].
Система высшего образования Германии объединяет 383 учебных заведений, подавляющее большинство (около 98 %) которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание). Основу системы высшего образования составляют 92 классических (Universitдt), технических (Technische Universitдt) и общих (Gesamthochschulen) университета и 22 вуза, статус которых приравнен к университетскому: педагогические институты (Pдdagogische Hochschulen), медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи (Theologische Hochschule) и колледж спорта.
К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат 183 профессиональные высшие школы (университеты прикладных наук) (Fachhochschulen), дающие профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства и 46 музыкальных и искусствоведческих колледжей (Kunsthochschule и Musikhochschule).
Кроме перечисленных, в систему высшего образования Германии входят несколько государственных и частных колледжей по повышению профессиональной подготовки (Berufsakademian), сочетающих теоретическую подготовку с практикой на производстве [5].
Выпускникам немецких вузов, имеющих статус университета, присваиваются следующие академические степени:
· дипломированный специалист (Diplom Ingeneur, Diplom Mathematiker). Степень дипломированного специалиста присваивается тем, кто окончил базовый курс технического, экономического и естественно-математического профиля;
· магистра (Magister Artium). Студентам, изучившим гуманитарные науки, присваивается степень магистра;
· доктора (Doktor). После окончания дополнительного цикла обучения, присваивается степень доктора.
Выпускникам вузов неуниверситетского типа выдается диплом с указанием типа вуза (Diplom FH). Доучившись на старших курсах университета, они также могут получить университетский диплом.
В последние годы немецкие вузы активно начали подготовку и по программам бакалавра (Bachelor) и магистра (Master) [5].
Наиболее известным и престижным высшим учебным заведением Германии является основанный еще в 1386 г. по образцу парижской Сорбонны Гейдельбергский университет (Rupercht-Karls-Universitдt Heidelberg). С XIX в. Гейдельберг пользуется репутацией лучшей в Европе школы юриспруденции. Среди преподавателей этого университета были философы Гегель и Ясперс, химик Гельмгольц, восемь лауреатов Нобелевской премии.
В рамках Гейдельбергского университета существует 15 факультетов - биологии, химии и биохимии, медицины, права, философии, восточных языков, современных языков, политических наук, спорта и здоровья [15].
При университете открыт ряд специализированных исследовательских центров - в частности, Институт Южной Азии и Гейдельбергский институт ядерной физики им. Макса Планка. Иностранные студенты составляют около 12 % (25 тыс. человек) от общего числа студентов Гейдельбергского университета.
Второе место в рейтинге немецких университетов занимает расположенный в Мюнхене и основанный в XV в. университет Людвига Максимиллиана (Ludwig-Maximilians-Universitдt Mьnchen). Этот вуз известен крупнейшим в Европе медицинским факультетом. Кроме него, университет объединяет 19 факультетов. Общая численность студентов мюнхенского университета - 44 тыс. человек.
Начиная с XIX в., образцом для всей Европы стал Берлинский университет, основанный в 1810 г. Вильгельмом фон Гумбольдтом (Humboldt-Universitдt zu Berlin). До Второй мировой войны студентам этого университета преподавали Альберт Эйнштейн, Макс Планк и Макс Вебер.
К числу старейших классических университетов также относят университеты Фрайбурга (Albert-Ludwigs Universitдt Freiberg), Тюбингена (Eberhard Karls Universitдt Tьbingen), Марбурга (Philipps - Universitдt Marburg) и ряда других городов [5].
Глава 2. Характеристика системы управления высшим образованием
2.1 Нормативно-правовая база в сфере высшего образования
В ФРГ объединяющей правовой основой деятельности высшей школы является общефедеральный Основной (рамочный) закон о высшем образовании, принятый в последней редакции в 2000 г. Он явился первым законом в этой сфере, установившим единые принципы функционирования высшей школы во всех землях. Устанавливая общий для всех земель федерации закон, правительство старалось утвердить общенациональные образовательные стандарты и в определенной мере ослабить местнические тенденции [1, с.72 - 73].
В соответствии со статьей 2, параграфом 1 Конституции (Основного Закона) Германии (Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland) (П.1), высшее образование должно обеспечивать каждому независимо от пола, возраста, предшествующего образования, социального и профессионального статуса, политических и идеологических взглядов или национальности, возможность приобретать знания, умения и навыки, необходимые для полноценного участия в трудовой жизни и жизни общества в целом [19]. На основе этого базового закона разрабатываются и принимаются более конкретные и развернутые земельные законы (таблица).
Таблица
Основные законы, регулирующие сферу образования взрослых в Германии на уровнях земель [9]
Название закона |
Дата принятия закона |
|
Баден-Вюртемберг Закон о содействии непрерывному образованию и библиотечному делу (Bekanntmachung der Neufassung des Gesetzes zur Forderung der Weiterbildung und des Bibliothekswesens). |
20.03.1980, впоследствии изменен 18.12.2006 |
|
Бавария Закон о содействии образованию взрослых (Gesetz zur Forderung der Erwachsenenbildung). |
24.07.1974 |
|
Берлин Закон об учебном отпуске (Berliner Bildungsurlaubsgesetz - BiUrlG). |
24.10.1990 |
|
Бремен 1) Закон о продолжающемся образовании (Gesetz uber Weiterbildung im Lande Bremen (Weiterbildungsgesetz). ...
Другие файлы:
Немецкий федерализм, опыт конституционного регулирования Практика мультикультурной политики в Федеративной Республике Германия Юстиция Федеративной Республики Германия Роль медсестры-руководителя в организации сестринского дела в ЛПУ Административное право и управление социально-культурной сферой |