Турнир "Кузбасс – наш край родной" как форма организации туристско-краеведческой деятельности школьников
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра воспитания и дополнительного образования
Турнир «Кузбасс - наш край родной» как форма организации туристско-краеведческой деятельности школьников
(методическая разработка)
Кемерово 2010
ВВЕДЕНИЕ
У современных детей много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный - велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: «Не я такой - жизнь такая». Задача педагогов - в этих условиях вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, свой край. И помогает в этом краеведение.
Краеведение пробуждает интерес и воспитывает уважение к истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. Краеведение - это школа познания, школа воспитания культурой.
Традиции краеведческой деятельности Кузбасса насчитывают более шестидесяти лет. За это время накоплен огромный опыт изучения родного края, разработаны различные формы и методики краеведческой работы.
Каждый педагог усваивает, перерабатывает накопленный другими опыт, адаптирует его к условиям своего учебного учреждения, собственным приоритетам и особенностям конкретной группы детей. Возникают новые идеи, собственные наработки, которыми можно поделиться с коллегами.
Занимаясь краеведческой работой с детьми на базе туристско-краеведческого объединения в течение 12 лет, я пришла к выводу о необходимости обобщения опыта этой работы.
Поскольку краеведческий турнир проводится как городское мероприятие в течение 8 лет, многие педагоги города пользуются материалами турнира для организации внеклассных мероприятий, классных часов, школьных краеведческих турниров, поэтому появилась необходимость обобщить накопившийся материал, что и стало причиной написания настоящей методической разработки.
Поэтому тема настоящей методической разработки «Турнир «Кузбасс - наш край родной» как форма организации туристско-краеведческой деятельности школьников».
Цель: обобщение опыта организации краеведческого турнира, как формы туристско-краеведческой деятельности школьников.
Задачи:
- показать приемы организации и проведения конкурсов краеведческого турнира;
- определить результаты применения краеведческого турнира как формы организации туристско-краеведческой деятельности юргинских школьников.
Настоящая методическая разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования, реализующих программы туристско-краеведческой направленности, учителей географии, классных руководителей, воспитателей детских домов, заинтересованных в туристско-краеведческой деятельности воспитанников.
В краеведческом турнире могут принимать участие школьники 5-9 классов общеобразовательных школ, воспитанники туристско-краеведческих объединений, патриотических клубов, детских общественных организаций. Участие в турнире предполагает предварительную подготовку детей по темам: государственная символика Российской Федерации, Кемеровской области, города Юрги; история, география, культура, история освоения Кемеровской области, история и география города Юрги, известные земляки.
Разработка представляет собой описание четырех вариантов проведения краеведческой игры по итогам изучения истории родного города, географии области (г. Юрга, Кемеровская область). В разработке представлены различные формы конкурсных заданий: работа по карте, тестовый опрос, определение образцов горных пород, экспресс - опрос, интеллектуальное казино, практические задания по этнографии, описание фотографий, определение животных по описанию и т.д. В работе содержится список использованной литературы, положение о краеведческом турнире.
В приложении даны положение, сценарий краеведческого турнира, конкурсные тестовые задания по некоторым темам, дидактический материал, фотоматериалы.
На современном этапе в Кемеровской области появляется новая литература, издаются новые учебные пособия, что расширяет возможности педагогов для знакомства воспитанников с основами краеведческих знаний. Для формирования заданий турнира и подготовки участников была использована различная краеведческая литература и источники (атласы, карты) по истории и географии Кузбасса, истории Юрги.
Особую роль в подготовке материалов турнира сыграли следующие издания: Галкин, Н.В. История Юрги [1], История Кузбасса (отв. Ред. Н.П. Шуранов)[2]; Кацюба, Д.В. История Кузбасса [3],Соловьев, Л.И. География Кемеровской области [4], Соловьев, Л.И. Краеведческие игры [5]. Кроме этого использовалась физико-краеведческая карта Кемеровской области под ред. Алтунина (2003 г.) и карта Юрги и Юргинского района (2004г.).
Несмотря на то, что задания касаются конкретного региона, педагогам других территорий будут интересны формы проведения различных конкурсов и варианты оформления конкурсных заданий. По аналогии возможно составление заданий для проверки усвоения учебного материала по школьному курсу истории и географии, проведение интеллектуальных игр и конкурсов в рамках предметных школьных олимпиад.
ТУРНИР «КУЗБАСС - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
Краеведческий турнир «Кузбасс - наш край родной» впервые был проведен в 2003 году и посвящен 60-летию Кемеровской области. С тех пор он стал ежегодным. Турнир организуется и проводится методистами и педагогами МОУ ДОД «Станция юных туристов» в помещении учреждения для команд школ и УДО в составе 4-6 человек. В настоящее время для отбора команд для участия в городском краеведческом турнире во многих школах города предварительно проводится школьный этап турнира. В юбилейные годы турнир посвящается знаменательным датам, и в состав конкурсов включаются задания соответствующей тематики. Например, в 2004 году в рамках турнира была организована краеведческая эстафета, посвященная 55-летию г. Юрги, которая, кроме заданий турнира включала конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков, посвященных родному городу, экскурсионных маршрутов по городу, фотографий Юрги.
Цель турнира: вовлечение юргинских школьников в туристско-краеведческую деятельность и популяризация краеведческой информации среди обучающихся школ и учреждений дополнительного образования.
Задачи:
- активизировать интерес и деятельность школьников по изучению родного края;
- обобщить и расширить знания обучающихся по истории и географии Кемеровской области, города Юрги;
- выявить обучающихся, ориентированных на занятия краеведением;
- привлечь школьников к популяризации краеведческих знаний среди жителей Юрги.
Методы и приемы реализации.
В ходе подготовки и проведения турнира нами использовались следующие методы:
- словесный (консультации по темам и разделам турнира, лекции по отдельным темам, устные и письменные ответы на вопросы турнира, );
- практический (работа с картографическим материалом, с коллекцией образцов горных пород и минералов, предметами быта и орудиями труда);
- иллюстративный (демонстрация фотографий, слайдов, презентаций).
При проведении тестовых опросов использовались такие приемы как экспресс-опрос, работа с сигнальными карточками, карточками и «кармашками». Для проведения конкурса по государственной символике «Герб Кемеровской области» участникам турнира предлагалось собрать герб из составных элементов (кирка, корона, ветви и т.д.), выбрав правильные из трех вариантов (Приложение 6) . На «Конкурсе путешественников» ребята должны были узнать памятник, улицу и объект (школу, бассейн, библиотеку, дом культуры), нанесенные на плане Юрги или по списку остановок определить номер автобусного маршрута. При работе с картой и фотографиями улиц и зданий Юрги ребятам предлагалось, посмотрев фото формата А 4 прикрпить к плану города, размещенному на стене, такое же фото размером 5х7 см в том месте, где располагается это здание на плане.
По мере совершенствования технических средств оснащения турнира создаются задания с использованием видеопроектора. Например, на конкурсе «Флора и фауна Кузбасса» детям предлагалось определить название животных и растений Кемеровской области, просмотрев презентации.
Для подготовки конкурсов нередко используется материал, собранный обучающимися туристско-краеведческих объединений во время поездок и экспедиций, краеведческих заданий в туристских походах (задания по этнографии с использованием старинных предметов быта, орудий труда, вопросов о традициях, элементов фольклора народов Сибири).
Оборудование:
- плакаты с государственной символикой России и Кемеровской области;
- физико-краеведческая карта Кемеровской области;
- стенды с фотоматериалами о природе Кузбасса, туристско-краеведческих походах и экспедициях по родному краю,
- карточки с номерами школ на столиках для каждой команды;
- музыкальное оформление турни...
Туристско-краеведческая деятельность учащихся
Туристские соревнования - одна из форм туристско-краеведческой деятельности, их виды и значение. Необходимость и большое воспитательное значение турис...
Туризм
Описание: Учебное пособие раскрывает основные вопросы теории и методики туристско-краеведческой работы в школе. Автором даются практические рекомендац...
Формирование и развитее коммуникативных качеств учащихся образовательных учреждений в условиях туристско–краеведческой деятельности
Актуальность: Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде все...
Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников
Пособие посвящено экологическому воспитанию младших школьников в рамках туристско-краеведческой деятельности, приведены авторские игры, сценарии празд...
Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района
«Правильно поставленная работа позволяет обеспечить связь между предметами, дать возможность учащимся применить свои знания на практике, воспитывать п...