Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность экологического воспитания и его методика при работе с дошкольниками, основные цели, задачи оздоровительной и образовательной направленности. Порядок определения уровня знаний детей о характерных особенностях мира животных, птиц и насекомых.
Краткое сожержание материала:

Введение

«Экологическое воспитание - формирование осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве».

«Экологическое воспитание - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии».

В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей. Содержание экологического воспитания включает два направления:

- экологические знания детей;

- отношение к предметам и явлениям.

Цель экологического развития: формирование у детей элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.

1. Задачи оздоровительной направленности

· охранять и укреплять здоровье детей;

· учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой;

· формировать умения рационально использовать ресурсы для гармоничного развития личности;

· учить детей согласовывать свое поведение с факторами внешней природной среды.

2. Задачи образовательной направленности

· формировать элементарные экологические знания;

· развивать экологические представления;

· формировать начала экологического мировоззрения;

· уточнять, систематизировать и углублять знания детей о природных явлениях;

· формировать систему знаний о живой и не живой природе;

· показать единство и многообразие форм живой природы;

· формировать умение решать самостоятельно различные экологические задачи;

· развивать творческое воображение, логическое мышление и фантазию;

· учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях;

· формировать представления о природных явлениях и учить понимать причинно - следственные связи внутри природного комплекса:

а) познакомить детей с особенностями жизни животного мира (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства);

б) показать взаимосвязь растений и животных со средой обитания: растения служат кормом для животных, животные распространяют семена;

в) показать разнообразие живых организмов, их экологическое единство, сообщество живых организмов;

г) показать детям, что человек часть природы, его жизнь на Земле во многом зависит от природы, а сохранность ее связанна с деятельность человека;

· познакомить детей с Красной книгой.

3. Задачи воспитательной направленности

· продолжать формировать бережное отношение к миру природы;

· формировать бережное отношение к недрам нашей Земли;

· формировать эмоционально - доброжелательное отношение в процессе общения с живыми существами;

· воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту;

· воспитывать у детей уважительное отношение к традициям своего народа;

· формировать гуманное отношение к природе;

· формировать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания, формировать представления об экологических проблемах города;

· формировать умения создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;

· воспитывать у детей ответственное отношение к домашним животным и животным уголка в дошкольном учреждении;

· формировать ответственное и бережное отношение к лесным богатствам, уважение к труду лесничих, пониманию того, что лес - национальное богатство;

· воспитывать бережное отношение к труду сельского жителя

· формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями

· формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями;

· формировать трудовые навыки и умения по уходу за домашними животными;

· учить детей ухаживать за объектами уголка природы детского сада;

· учить детей заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города;

· формировать представления об экологических проблемах своего города;

5. Задачи по формированию эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности

· развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации;

· формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

· учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;

· показать, как народные мастера используют в своем творчестве природные ресурсы: дерево, глину, камни и т.д.

· учить видеть, как народные мастера отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.

Задание 1

Цель: определить уровень знания детей о характерных особенностей мира животных, птиц и насекомых.

Оборудование.

Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.

Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.

Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Уровень ниже среднего

Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2

Цель: определить уровень знаний детей о характерных особенностях растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султ...

Другие файлы:

Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников
Создание условий для трудовой деятельности в детском саде: содержание и формы организации труда детей в природе в каждой возрастной группе, руководств...

Формы и методы экологического воспитания дошкольников
Создание экологической среды в дошкольном учреждении. Показатели бережного и заботливого отношения детей к живым существам. Разнообразный труд дошколь...

Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и т...

Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника
Возможности воспитывающего и развивающего обучения естествознанию. Сущность экологического воспитания младших школьников. Методика становления уровня...

Ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов
Словесные методы, их роль в формировании экологических знаний, экологической культуры дошкольника. Чтение познавательной природоведческой художественн...