Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Традиционная культура народов Республики Марий Эл: из опыта сопоставления в школьном курсе ИКН календарных праздников народов России

Тип: разработка урока
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Методика проведения урока, который знакомит с традициями, связанными с праздником Масленицы (Уарня). Познавательный характер занятия, воспитание у детей интереса к культуре этнических составляющих населения РФ. Игры, конкурсы и интересные факты об обряде.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Синушкина Е.Э., директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 6 г. Йошкар-Олы», учитель высшей категории

Традиционная культура народов Республики Марий Эл: из опыта сопоставления в школьном курсе ИКН календарных праздников народов России

урок этническая культура масленица

Масленица - совершенно особый период календарного цикла. В исследовательской литературе подробно представлены ее генезис и сущность, «расписаны» по дням недели праздничные увеселения, проанализирована природа масленичного фольклора. Российская Масленица сродни европейскому карнавалу с его противопоставлением жизни и смерти, героического и комического, верха и низа. Человек ощущает себя свободным от привычных забот и обязанностей, социальных условностей и связей. Король-шут становится полноправным хозяином на весь период шумного карнавала /масленицы. В России и по сей день живет вера в то, что, если хорошенько не отвести душу в этот период, потом целый год придется жить в несчастии, по-настоящему хлебнуть горя. Поэтому на Масленицу нужно было «есть до икоты, пить до перехоты, петь до насады, плясать до упаду»:

Мы Масленицу весело встречаем,

Печём блины, друг друга поздравляем,

И каждый день на масличной неделе,

Из-за стола встаём мы еле-еле...

Ну как тут удержаться, право слово,

Когда так вкусно всё, а жизнь - сурова...

Хоть душу отвести блином да мёдом,

Да со сметаной, с молоком сгущённым!!! [1].

Поэтому, думается, занятие, ей посвященное, вряд ли необходимо строить по традиционной схеме. В первую очередь, представляется важным осуществление в рамках его интеграции различных школьных дисциплин: литературы, изобразительного искусства, музыки. Ощущение праздника удивительно передано И. С. Шмелевым в «Лете Господнем»: «Масленица... Я теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось - «масленица»? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, - блине? - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту «масленицу» устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч - «масленицы» исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... - перед постом?» [2,376]. Целесообразно при этом включать видеоряд из репродукций картин Б. Кустодиева, К. Маковского и др.

Кроме того, в современном обществе, называемом информационным, меняется роль учителя: из транслятора знаний он превращается в тьютора, проводника в мир знаний. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы по развитию познавательного интереса каждого школьника, освоению способов нахождения новых знаний, поиску ответов на конкретные запросы. Современный ребенок способен самостоятельно найти необходимую информацию, задача учителя - организовать поисковую деятельность, научить систематизировать и анализировать отобранный материал.

На этапе подготовки к уроку, так называемом диагностическом этапе технологии тьюторского сопровождения, проводится беседа (анкетирование), позволяющие определить уровень познавательного интереса учащегося к предмету будущего изучения. На следующем этапе - формулирования первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т.п.) - совместно с учащимися оговаривается домашнее задание: поиск материалов о Масленице (истории праздника, версий появления названия, пословиц и поговорок о любимом народном празднике и т.д.). Далее составляется карта поиска: где (в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос? И заключительный этап - игровой или ролевой (ролевая игра, деловая игра, тренинг и т.п.) становится собственно уроком.

Следующая задача, стоящая перед учителем, работающим в поликультурном пространстве РМЭ, - суметь в течение учебного часа, посвященного народным праздникам, подвести учащихся к сопоставлению двух разных культур - русской и марийской, чтобы получить более полное представление о собственной культуре и познакомиться с чужой, но не чуждой, культурой соседнего (-их) народа (-ов). Учитывая особенности детской психологии, и в целях активизации и интенсификации учебного процесса, следует остановить выбор на форме урока - состязании. Три команды, на которые делится класс, соревнуются в ходе урока в знании истории возникновения масленицы, уходящей своими корнями глубоко в древность; вспоминают, что Масленица - славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, первоначально связанный с днем весеннего солнцеворота. Без особых затруднений учащиеся находят информацию об изменениях, которые произошли в праздновании Масленицы после принятия христианства: Масленица стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков, ежегодно она проводится за семь недель до Пасхи. Хорошо, если на уроке прозвучит поэтическая легенда о рождении Масленицы на далеком Севере в семье самого Мороза. По легенде, в самое суровое и печальное время года, зимой, человек увидел Масленицу, которая пряталась за огромными сугробами. Он  позвал ее помочь согреть людей и развеселить их. Вот на зов человека и пришла Масленица, но  не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, коварными глазами и громким смехом. Она заставила людей ровно на одну неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела их кровь и закружила в танце.

Также легко учащиеся выстраивают словарную пару Масленица - масло (масленый) и находят версию возникновения названия праздника, немыслимого без масленых блинов и других угощений. Но к православному церковному календарю, в котором за Масленицей закрепилось название Сырная седмица, учащиеся, как правило, не обращаются без дополнительной подсказки. Поэтому учителю следует остановиться на объяснении церковного названия недели, в течение которой по православному обычаю требовалось исключать мясо из пищи, а молочные продукты, в том числе и масло, употреблять еще разрешалось -- вот и пеклись блины масленые! Далее кажется интересным привлечение материала урока русского языка и построение словообразовательной цепочки (Масленица - масленый (ая) - маслить; умаслить - склонить к чему-н. лаской, лестью.) Таким образом, учащиеся открывают для себя и другую, весьма архаическую версию появления названия праздника, в основе которой находится русская обрядовая традиция «умасливания» солнца, привлечения его милости.

Выполняя домашнюю работу, учащиеся самостоятельно находят информацию о главной реалии Масленицы - блинах как символе солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий. Народном поверье гласит, что вместе с блином человек съедает частичку его тепла и могущества. Одновременно символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире. Блины в давние времена посвящали умершим, символически кормили ими души предков, передавали блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступали лица, являющиеся «извне». Ими могли быть нищие, странники и специальные обрядовые персонажи - колядники, которым и раздают блины. Блины также предназначались Христу, св. Власию, самой Масленице, пастуху, скоту, первому встречному и, наконец, суженому. Учащиеся обычно находят сведения и об особом значении в народной традиции первого блина и без труда вспоминают поговорку, с ним связанную. Но открытием для них оказывается, что речь в знакомой поговорке идет не об испорченном изделии, а о Комах - духах, обитающих в кронах деревьев, отсюда традиция развешивать блины на ветвях деревьев. (По другой версии, Ком - это медведь, у некоторых славянских этносов сохранилось именно это название лесного хищника.)

Соревнуясь в знании обрядов масленичной недели, команды называют и приуроченные к Масленице танцы. По преданию, на этом празднике плясали, высоко подпрыгивая, для того, чтобы лен и конопля росли такими же  высокими.

Среди популярных масленичных развлечений - катание с гор, потешные бои, сооружение масленичного чучела, костры и многое другое, и, наконец, самый любимый и красочный народный обряд - катание на санях. При этом необходимо напомнить школьникам, что традиция объезжать несколько раз село на лошадях, так же, как и традиционные хороводы и шествие по улицам с закрепленным на шесте украшенным колесом от телеги осуществлялись с целью помочь солнцу подняться выше над горизонтом и таким образом ускорить ко...

Другие файлы:

Обычаи и традиции народов Скандинавии
Традиционная материальная и духовная культура норвежцев. Специфичность типов поселения народов Швеции, Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии: их жилищ...

Внешнеэкономическая деятельность Республики Марий Эл
Основные направления внешнеэкономической политики Республики Марий Эл. Обеспечение деятельности Департамента внешних связей Администрации Президента Р...

Традиционная культура народов Якутии. Якуты. Верования, культура, быт

Традиционная игровая культура коренных малочисленных народов Таймыра
Значение игровой культуры в современном мире. Специфика деятельности в игре и ее функциональное значение. Игровая культура коренных малочисленных наро...

Костюм и праздник
Книга рассказывает о традиционном костюме народов, проживающих исконно на территории Карелии. Старинная традиционная одежда — это открытая книга, в ко...