Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Теоретические основы изучения творчества Д. Дефо в 5 классе

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
История английской детской литературы. Жизненный путь Даниеля Дефо. История создания и анализ романа "Робинзон Крузо". Система уроков по изучению романа "Робинзон Крузо" в 5 классе. Применение исследовательской деятельности на уроках литературы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава I. Теоритические основы изучения творчества Д. Дефо в 5 классе

1.1 Из истории английской детской литературы

1.2 Жизненный путь Д. Дефо.

1.3 Анализ романа Робинзон Крузо

Глава II. Система уроков по изучению романа Робинзон Крузо в 5 классе

2.1 Анализ программы и методического аппарата учебника

2.2 Методические разработки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. В греческом языке слово methods означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Методы каждой науки сценично и зависят от ее содержания и целей. Методика преподавания литературы настойчиво ищет присущие именно ей методы изучения литературы в школе.

В современной методической науке существует несколько подходов к решению проблемы методов. В. В. Голубков выделял методы изучения литературы по источнику знаний: лекция учителя, беседа, самостоятельная работа учеников. Н. И. Кудряшов, следуя новой классификации методов обучения, представленной в работах М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера, определяет метод как вид деятельности учащихся: творческое чтение, репродуктивный, исследовательский, эвристический. В. А. Никольский выделяет методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста и методы и приемы истолкования литературных произведений.

Применение исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Поисковая активность - одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

В ходе выполнения работы были поставлены проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и предложены методические пути их решения. В нашем исследовании мы опирались на труды таких методистов как М. Г. Качурин, Н. И. Кудряшов, И. Я. Лернер.

Объектом данной работы является исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы, как процесс постижения авторского замысла (на примере романа Д.Дефо "Робинзон Крузо").

Предметом данной работы являются методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, способствующие эффективному восприятию литературного произведения школьниками.

Цель исследования: определить, какие приемы и методы можно использовать при организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы для воздействия на их воображение и чувства как читателей; а также восприятия ими литературного произведения как искусства слова.

Задачами исследования:

1. Изучить литературу по заданной теме;

2. Рассмотреть различные подходы к классификации методов и приемов обучения литературе;

3. Изучить и охарактеризовать роль и место исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы;

4. Сделать выводы о том, какие методы и приемы можно использовать при организации исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы 5. Экстр ментально подтвердить гипотезу исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами определены следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов.

Глава I. Теоритические основы изучения творчества Д.Дефо в 5 классе

2.1 Из истории английской детской литературы

Для детей писали проповеди, где учили, как себя вести, чтобы спасти свою душу. Сухой дидактизм пронизывал многие книги для детей.

Дидактика сосредоточивалась главным образом в книгах добрых советов. Их было много. В основном это были советы отцов сыновьям о том, как держать себя за столом, как заботиться о своём платье, как ухаживать за лошадью, об уважительном отношении к старшим. Часто это были не просто сборники поведения, а нравственный кодекс для юного джентльмена.

Читать детей учили рано с трёх лет. В школу ребенок поступал в семь лет и учил латынь, древнегреческий, древнееврейский. Элементы религиозных гимнов исследователи заметили даже в некоторых народных песенках. Так в «Доме», который построил Джек» прослеживаются характерные особенности древнееврейского религиозного гимна.

К концу XVII века наблюдаются некоторые отступления от дидактической и религиозной прозы. В книгах для детей появляются описания сражений и турниров, путешествий в разные страны, рассказы о животных. Книги проникали во все уголки Англии благодаря разносчикам, которые бродили по стране, останавливались на базарах, ярмарках, в деревенских харчевнях - всюду, где можно было найти покупателей. Всматриваясь в те далёкие времена, мы можем найти много общего и в содержании, и даже в способе распространения детских книг в Англии и в других странах, в частности в России, где азбуковники и такая книга, как «Юности честное зерцало», лубочные картинки с подписями попадали к детям от коробейников, первых книгонош на земле.

1744 год стал для английской детской литературы знаменательным: в этот год Джон Ньюбери основал специальное детское издательство и выпустил в свет «Маленькую Прелестную карманную книжечку, созданную для наставления и развлечения маленького Томми и милой Полли, с письмами от Джека-Грозы великанов, с добавлением небольшой книги песенок, и с новой попыткой научить детей Азбуке во время игры и забавы». Как пишет английский исследователь детской литературы Харвей Дартон, до появления первой книги Ньюбери дети могли только украдкой удовлетворять свою потребность в мечте и забаве, потому что «основной идеей большинства книг была мораль, а наслаждение литературой считалось недозволенным. Ньюбери создал благоприятные условия для проникновения простоты и непринужденности в детскую литературу, и в этом его большая заслуга». Спустя восемь лет после выпуска «Прелестной книжечки» Джон Ньюбери начинает издавать для детей первый в мире детский журнал «Журнал лилипутов». Всего этот неутомимый издатель выпустил более 20 книг для детей младшего возраста.

XVIII век характеризуется новыми идеями в философии и литературе идеями Просвещения. Крупнейшими деятелями английского Просвещения и родоначальниками реалистического романа в Англии были Даниель Дефо и Джонатан Свифт. Их книги, еще при жизни авторов, стали достоянием детей. В их творческих исканиях отразился весь бурный XVIII век.

Даниель Дефо--талантливый публицист, романист и издатель -- прожил жизнь, полную приключений, взлетов и падений, невероятных удач и столь же невероятных потерь. Он познал жизнь в ее различных измерениях, узнал богатство и нищету и так жадно бросался от одной авантюры к другой, что прожил вместо положенной ему одной жизни -- несколько. Но главное, что осталось потомкам от этого человека,-- это не его бурная биография, а первый его роман -- «Робинзон Крузо» (1719).

Полное заглавие этого романа -- «Жизнь и необычайные поразительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж, исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами..Написанные им самим». Успех этой книги был так велик, что в том же году Дефо написал ее продолжение, а в следующем опубликовал третий том романа. Однако только первая часть «Робинзона Крузо» почти сразу же вошла в чтение детей.

В основу книги положены подлинные события, происшедшие с шотландским моряком Селькирком в 1711 году. Однако Дефо, как подлинный художник, расширяет рамки истории одной жизни и преподносит читателю роман, в котором не только отражена жизнь человека определенного времени, с его общественными и нравственными идеалами, но и дано представление автора о законах развития цивилизации. Искусственно оторванный от современного ему общества, Робинзон в суровой борьбе за существование применяет на практике все знания и умения своего просвещенного века и превращает бесплодный остров в цветущую плантацию. Топоры и гвозди, ружья и порох, парусина и швейная игла, чернила и бумага, семена культурных растений и Библия -- всем необходимым для жизни снабжает автор своего героя. Однако «настоящий «буржуа» -- Крузо, по определению Энгельса, не только осваивает доставшийся ему во владение кусок суши, но с появлением дикаря Пятницы становится его хозяином и колонизатором, т. е. героем буряг...

Другие файлы:

Изучение творчества С.В. Рахманинова в школе
Теоретические основы изучения творчества композитора С.В. Рахманинова в школе: обзор творчества и жизненного пути. Методика изучения творчества музык...

Формирование умения решения квадратных уравнений в 8 классе
Теоретические аспекты обучения решению уравнений в 8 классе. Основные направления изучения линий уравнений в школьном курсе алгебры. Методика изучения...

Пессимизм Шопенгауэра и мировоззрение Дефо
Биография Артура Шопенгауэра как одного из главных представителей пессимистического направления в философии, анализ его работ и теорий, а также особен...

Изучение методики преподавания технического творчества
Сущность технологического образования школьников, этапы его становления в России. Реформы общеобразовательной школы. Формы и средства изучения техниче...

Дефо
Описание: Один только список сочинений замечательного английского писателя Даниэля Дефо (1660-1731) составляет увесистый том. Всех его книг, как кирпи...