Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной деятельности

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Изучение условий развития творческой самореализации детей и подростков в общеобразовательной школе с использованием средств социально-культурной деятельности. Характеристика факторов, влияющих на развитие творческой самореализации подрастающего поколения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Институт Социально-культурной деятельности, наследия и туризма

Кафедра Социально-культурной деятельности

Курсовая работа

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнила: Новосёлова О.В.

Научный руководитель: к.п.н., доцент Нужнова Н.М.

Улан-Удэ 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы творческой самореализации детей и подростков

1.1 Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе

1.2 Факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения

Глава 2. Условия развития творческой самореализации детей и подростков с использованием средств социально-культурной деятельности

2.1 Использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков

2.2 Анализ результатов социологического исследования по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ)

Заключение

Библиография

Глоссарий

Приложение

Введение

Современные требования жизни таковы, что содержание общего образования не может ограничиться только школьным обучением, оно должно включить в себя еще и дополнительное образование, самообразование, социальное образование. Только интеграция этих видов образования сможет удовлетворить растущую потребность учащихся и воспитать из него свободную, самостоятельную, саморазвивающуюся, творческую личность.

Известно, что чем творчески активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направления творческого мышления, тем продуктивнее, разносторонне развивается человек, формируется его личностное «Я».

В процессе творческой деятельности формируются важные личностные качества, которые позволяют физически и духовно раскрепощать детей и подростков, что приводит к максимальной самореализации ребенка, формированию свободы детского восприятия и мышления. Можно спорить о правомерности и границах социокультурного пространства на воспитание детей подростков, но вряд ли ныне следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подрастающего поколения в его свободное время нельзя. Общество призвано создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей детей и подростков.

Стимулом для творческого развития подрастающего поколения, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе потребностей и мотивов поведения.

Степень изученности проблемы

Вопросы о творческой самореализации детей и подростков в условиях социально-культурной деятельности привлекали внимание ученых в течение многих лет.

Философский и культурологический аспекты понимания проблемы творчества широко изучались как русским, так и зарубежными исследователями: Н.А. Бердяев, В.Н. Вернадский, А.А. Потребни, В.И. Соловьев, И.А. Ильин, С.О. Грузенберг, П.К. Эггельмейер и многие другие.

Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М. Бехтерев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев и другие.

Концептуальные основы культурологического аспекта развития творческой самореализации содержат работы: А.И. Арнольдова, Ю.П. Азарова, А.С. Каргина, Н.К. Баклановой, Л.В. Даниловой, А.Д. Жаркова, В.С. Кузина, Ю.А. Стрельцова, Т.Я. Якубовской и других.

Цель исследования - обосновать роль социально-культурной деятельности в творческой самореализации детей и подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе;

2. Охарактеризовать факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения;

3. Изучить условия развития творческой самореализации детей и подростков в общеобразовательной школе с использованием средств социально-культурной деятельности;

4. Обосновать использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков;

5. Проанализировать результаты социологического исследования по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ).

Объект исследования - дети и подростки.

Предмет исследования - процесс развития творческой самореализации детей и подростков средствами социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования: творческая самореализация детей и подростков будет развиваться успешнее при условии, если:

- будут созданы условия для реализации способностей и интересов детей и подростков в учреждениях социально-культурной сферы;

-будут учитываться возрастные психические новообразования, способствующие творческой самореализации ребенка.

Эффективность организации внеучебной деятельности в общеобразовательной школе значительно возрастет, при условии создания социально-педагогической целесообразной личностно-развивающей среды, направленной на развитие творческого потенциала детей.

Методы исследования: изучение специальной литературе по проблеме исследования, наблюдения, беседы, анкетирование.

База исследования - Малетинская МОУ СОШ с. Малета Забайкальского края.

Методологической основой исследования явились взгляды ученых, рассматривающие педагогические феномены «внеклассная» и «внешкольная» работа, в том числе К.Н. Вентцеля, создавшего своеобразную модель учреждения дополнительного образования, основным предназначением которого была организация жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры, С.Т. Шацкого, уделявшего внимание созданию «особой детской среды» в воспитании и развитии личности, Е.Н. Медынского, разработавшего теорию внешкольного образования.

Заслуживают пристального внимания воспитательные системы созданные Я. Корчаком, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинским, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинским и другими.

Научная новизна исследования и практическая значимость состоит в том, что в процессе изучения проблемы, мы рассмотрели «детское творчество» с позиции разных ученых; изучили содержание дополнительного образования детей как практико-ориентированную и творческо-преобразующую деятельность; обосновали сущность средств социально-культурной деятельности, используемых для развития творческого потенциала детей; разработали программу социологического исследования, проанализировали социологическое исследование по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ).

Структура курсовой работы - введение, две главы, заключение, библиография, глоссарий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Детское творчество - это вид деятельности, который осуществляется и развивается на основе и благодаря социальной и личной значимости, наличии проблемной ситуации или творческой задачи в деятельности стимулирующей интеллектуальную активность, а также наличию субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества.

2. Важным для детей и подростков является их социокультурное пространство, их включение в процесс творчества.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы творческой самореализации детей и подростков

1.1 Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе

Особенности проявлений детского и подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.

Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию.

Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуго...

Другие файлы:

Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности
Основные понятия современной социально-культурной деятельности. Общественно-добровольное формирования, фонд, движения и учреждения и их роль в развити...

Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности (на примере гимназии №6 г. Солнечногорска)
Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности. Основные подходы к диагностике тв...

Разработка и проведение фестиваля творчества детей и подростков (на материалах областного фестиваля творчества детей и подростков "Возьмемся за руки друзья!")
Фестиваль творчества детей и подростков, как форма социально-культурной деятельности. Этапы разработки и организации фестивалей. Проектное обоснование...

Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды
Методика взаимосвязи социально-образовательных, социально-культурных учреждений и семьи в формировании физической культуры подростков. Педагогические...

Социализация детей и подростков группы риска в сфере досуга
Основные функции тематических мероприятий, помогающих решать проблемы социализации детей и подростков: социально-адаптивная и коррекционно-развивающая...