Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста
1.1 Проблемы социализации детей в педагогике и психологии
1.2 Особенности социализации детей дошкольного возраста
1.3 Теория игры. Виды игр
Глава 2. Методические аспекты социализации детей дошкольного возраста
2.1 Изучение социально-значимых качеств личности
2.2 Роль сюжетно-ролевых игр в социализации детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным [9, С.3].
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ?Я? среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками [7, С. 72]. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности [27, С.113].
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».
В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
В данном исследовании рассмотрены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников по формированию дружеских, социально приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью, и возможное их использование в качестве эффективного средства социально-нравственного воспитания, что на практике работы с детьми старшего дошкольного возраста доказано - это подтвердила выдвинутая мною гипотеза исследования.
Думаю, что данное исследование актуально и значимо, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребёнка.
Объект исследования - социально-значимые качества детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние сюжетно-ролевых игр на социализацию детей дошкольного возраста.
Цель исследования изучить влияние сюжетно-ролевых игр как средства социализации детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- поэтапно раскрыть теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста;
- провести теоретический анализ видов игры;
- определить роль сюжетно-ролевых игр в социализации детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование и определить качественные и количественные показатели сформированности социально-значимых качеств детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаю, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей уровня сформированности социально-значимых качеств (в данном случае навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) у выделенной группы детей дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр.
Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевых игр на развитие социализацию детей дошкольного возраста проводилось в МДОУ №210 (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад интеллектуального направления развития второй категории) г.Челябинска.
Методологической основой исследования являются общенаучные принципы психологии, педагогики, социологии, в частности, изучения проблемы социализации Л.С. Выготским, Л.И. Божович, Д.Б. Элькониным; исследования по социализации личности социологами, социальными психологами, педагогами (Л.П. Буева, И.М. Даниленко, Н.П. Дубинин, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л.Н. Столович, С.Л. Рубинштейн и др.) и другими.
Методы исследования: теоретическое осмысление процессов социализации в современный период, эмпирическое обследование путем анкетирования родителей, бесед с детьми дошкольного возраста. Проводился теоретический анализ проблемы, констатирующий эксперимент, статистическая обработка полученных данных.
педагогика игра социализация дошкольный
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста
1.1 Проблемы социализации детей в педагогике и психологии
Социальная психология понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение в ту или иную социальную группу или общность. Социализация представляет собой развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе которого он усваивает социальный опыт и активно реализует себя, изменяя и жизненные обстоятельства. Социализация осуществляется с помощью общения, а также путем идентификации человека с обществом и обособлением личности в нем [21, С.56].
Психолого-педагогический взгляд на социализацию раскрывает содержательную конкретику этого процесса, обосновывает механизмы, связанные с условиями социализации (среда, пространство) и позицией личности в этом процессе (активность, пассивность, приспособление), подчеркивая демократический (добровольный) гуманный характер социализации как педагогического феномена. Так, социализация личности есть, с одной стороны, усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство социальных связей и социального опыта, усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.
С другой стороны, в контексте формирования и развития личности, на первый план выдвигаются собственная активность субъекта социализации, процессы обретения социального опыта в ходе активного самопостроения личности, включение детей и подростков в жизнь сообщества на демократических принципах совместной деятельности в образовательной среде - (позитивная социализация, по О.С. Газману), расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных но...
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
В книге рассказывается о специфике сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, освещается роль игры в развитии личности ребенка, даются методические р...
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте: понятие, этапы, структура, особенности, принципы организации. Практические аспекты организации сюжетно-рол...
Психологические особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры. Духовные и физические силы ребенка. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимо...
Сюжетно-ролевые игры в детском саду
Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средства всестороннего развития ребёнка. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры, руководство...
Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры
Теория процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры. Этапы формирования полового самосознания детей. Полоролев...