Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Сущность и основные требования принципов обучения

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Эволюция формирования и изучения дидактических принципов и правил. Самостоятельность системы и отдельных принципов обучения. Деятельностный подход в дидактике. Принципы использования средств наглядности. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Кафедра гуманитарных и социально - экономических дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету: «Психология и педагогика

профессиональной деятельности»

Тема: «Сущность и основные требования принципов обучения»

Содержание:

Введение

Сущность принципов обучения

Основные требования принципов обучения

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Полное понимание процесса обучения невозможно без усвоения всех взаимосвязей и взаимозависимостей этого сложного вида деятельности военных педагогов. Дидактика стремится прежде всего открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают преподавателям (в том числе и офицерам) понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил, поэтому знание офицерами принципов обучения, их требований к военно-педагогическому процессу является одним из важнейших условий обеспечения его эффективного функционирования в условиях пограничной заставы (подразделения), качественной подготовки воинов-пограничников к решению сложных и многообразных задач охраны государственной границы.

Сущность принципов обучения

Понимание сущности принципов обучения невозможно без четкого представления взаимосвязи, роли и места таких категорий дидактики, как «правило», «принцип», «закономерность», «закон».

В педагогической интерпретации правило - это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории (Схема 1). Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. На основе правил обучения нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений - это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия преподавателей в типичных ситуациях обучения.

Дидактические правила в более популярном толковании - это конкретные указания преподавателю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков дидактики и преподавателей-практиков вызывает возражения. Они считают, что скрупулезное исполнение правил может отрицательно повлиять на развитие творческой инициативы преподавателей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внимание уделяла обучению преподавателей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для преподавателей - это по сути сборники педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи учебной деятельности. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось, и прогресс методики шел медленными темпами.

Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой инициативы преподавателей, но нельзя также совсем от них отказываться, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах (включая воинский), очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого творчества преподавателю проявлять не нужно, более того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и Ф.А. Дистервега.

Правила предписывают преподавателю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований, но как это будет сделано, целиком и полностью зависит от преподавателя. Например, обучающийся опоздал к началу занятия и появился в аудитории после начала. Правило предписывает преподавателю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно проходить незамеченным. Но как преподаватель отреагирует на это нарушение целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности обучающегося, характера опоздания, сложившихся отношений и многих других причин.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений преподавателей. Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой - отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить которые бывает очень трудно.

Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К.Д. Ушинского: «...Самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают» Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2 т. - Т. 1. - М., 1953. - С. 199..

Обычно правила имеют форму советов-напоминаний преподавателю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат. Это обусловливает творческий характер их применения.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических категорий «закономерность», «принцип», «правило» проходили в упорной борьбе взглядов.

Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. «Указанные понятия в педагогической литературе трактуются самым различным образом. Они то произвольно смешиваются одно с другим или отождествляются, то различаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П.Н. Груздев).

По своему происхождению принципы являются теоретическим обобщением природы и человеческого опыта. В уме человека, писал Г.В. Плеханов, нет врожденных идей и понятий. Идеи и принципы возникают у людей из опыта. Если принципы объективно отражают те или иные процессы, они неизбежно становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность людей. В этом смысле они охватывают все стороны общественной жизни. Нет и не может быть ни одной сферы деятельности, где бы люди не руководствовались определенными принципами.

Принципы существуют для того, чтобы их применяли, поступали в соответствии с их требованиями. Они утрачивают свою силу, если не проводятся в жизнь, не реализуются на практике. Познавая принципы, руководствуясь их требованиями, люди придают своей деятельности целеустремленное, логически последовательное организованное начало. О роли принципов Н.Г. Чернышевский писал: "...У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха" Чернышевский Н.Г. Избр. сочинения. - Т. 11. - М., 1937. - С. 435 - 436..

Отечественная педагогика исходит из того, что принципы обучения исторически конкретны и отражают общественные потребности. Под влиянием общественного прогресса и достижений науки, по мере выявления и накопления опыта работы педагогов принципы обучения могут и должны изменяться и совершенствоваться.

В истории педагогики выдвигались принципы природосообразности обучения (Я.А. Коменский), культуросообразности (Ф.А. Дистервег), формального и неформального подхода к образованию и др. Они оказались исторически преходящими. В отечественной педагогике в 30-е гг. XX столетия был сформулирован ряд дидактических принципов, которые отвечали потребностям учебного процесса. Впоследствии набор основных принципов и их формулировки непрерывно совершенствовались. Необходимость совершенствования системы принципов обучения обусловливается прогрессом в изучении закономерностей обучения. Обновления принципов требуют и новые задачи, которые общество выдвигает перед образованием и воспитанием.

Дальнейшему совершенствованию системы и логики изложения принципов обучения способствует развитие общей теории эффективного управления человеческой деятельностью.

Принципы обучения воинов всегда формировались и истолковывались с учетом основных задач их подготовки к реше...

Другие файлы:

Закономерности и принципы обучения в педагогике
Основные задачи и функции главных отраслей педагогической науки. Понятие и содержание общих и частных (конкретных) закономерностей процесса обучения....

Основные требования к выполнению творческого проекта
Предмет и основные категории дидактики. Сущность процесса обучения студентов и его основные функции, принципы и методы. Виды творческой деятельности,...

Сущность процесса обучения
Раскрывает закономерности процесса обучения, природу познавательной деятельности.Глава I. Понимание сущности обучения в истории педагогической мысли.Г...

Обучение как процесс
Понятие и сущность обучения, его основные закономерности и цикличность. Структура и методы процесса обучения. Характеристика и особенности основных ви...

Закономерности и принципы обучения
Понятие закона и закономерности, необходимость изучения законов в дидактике. Виды закономерностей и законов в обучении, их специфика для дидактической...