Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Сравнение образовательных систем Древнего мира и Средневековья

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности системы образования в странах Древнего Востока. Методы воспитания и образования в Античном мире и у восточных славян. Отличительные черты системы образования в средневековой Западной Европе, исламском мире, на Руси и в Русском государстве.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Психологии образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История педагогики и образования»

на тему:

«Сравнение образовательных систем Древнего мира и Средневековья»

Выполнил(а):

Студент(ка) 1 курса очного отделения

Щербакова В.В.

Преподаватель:

канд. пед. наук, доцент кафедры

дошкольной педагогики и психологии

Горшкова Е. В.

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

1.1 Системы образования в странах Древнего Востока

1.2 Воспитание и образование в Античном мире

1.3 Воспитание и обучение у восточных славян

2. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

2.1 Система образования в Западной Европе

2.2 Образование на Средневековом Востоке

2.3 Образовательная система в Средневековом Славянском мире, Руси, Русском государстве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Развитие общества и изменения в отношениях между людьми всегда находили свое отражение в практике образования, обучения и воспитания подрастающих поколений, в целях и задачах школы, в педагогических теориях и системах. Обучение и воспитание это процессы социальные, исторически обусловленные, в которых всегда отображаются цели и интересы господствующих классов общества, а также их политических партий. Чтобы правильно понять закономерности этих процессов, необходимо знать историю развития образования, воспитания, школы и педагогических теорий, систем образования от древнейших времен до наших дней.

Анализ истории образования и его современного состояния подтверждает его неразрывность с конкретным временем. В любую эпоху и в любом обществе сама система образования, её идейные основы, цели, задачи, методы, структура и организация выражают состояние общества, и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций и перспектив общественного развития.

Важно осознавать, что не только глобальные проблемы образования, но и самые частные и конкретные вопросы педагогики, её методы, приемы, "технологии" производны от общей концепции образования, его основных принципов, ведущих идей и положений. Различие педагогических школ и течений - не что иное, как выражение различных концепций образования, имеющих глубокую социально-культурную обусловленность[1]

Тема моего реферата: "Сравнение образовательных систем Древнего мира и Средневековья", поэтому хотелось бы дать определение системы образования. Определений системы образования приводится множество, я процитирую одно из наиболее современных: "Система образования - это совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в государстве, связь между ними и общие принципы, на основе которых эти учреждения работают. Система образования осуществляет: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, средне специальное образование, высшее, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку"[5].

Из сказанного выше, делаем вывод, что знать истоки педагогики и образования очень важно и полезно. В своей работе на основе литературных источников я рассматриваю самые ранние этапы появления и развития систем образования.

Объектом работы является образование в Древних цивилизациях и Средневековых государствах.

Предмет - образовательные системы в странах Древнего мира и Средневековых государствах.

Цель - изучить и сравнить особенности образовательных систем, существовавших в Древнем мире и Средневековых государствах.

Задачи:

1) Изучить условия возникновения и особенности образовательной системы в странах Древнего мира: в странах Древнего Востока (Междуречье, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай), в Античном мире (Спарта, Афины, Древний Рим) и у восточных славян.

2) Изучить условия возникновения и особенности образовательной системы в Средневековых государствах Западной Европы, Востока (Исламский мир, Индия, Китай) и славянского мира (Русь - Русское государство).

3) Сравнить образовательные системы стран Древнего мира и Средневековых государств.

1.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

1.1 Системы образования в странах Древнего Востока

Междуречье (IV тыс.- кон. I тыс. до н.э). Междуречьем назывались такие рабовладельческие государства как Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, расположившиеся по берегам Персидского залива. Здесь успешно развивались следующие области знания: математика, астрономия, агротехника, письменность, система нотной записи. Школы были почти в каждом городе, они организовывались при храмах. В основном школы были небольшие: 20-30 учеников, один учитель. По-шумерски школа называлась "эддуба" - "дом табличек". В крупных "эдуббах" - их называли "домами знаний" помимо письма обучали счету и рисованию. Методы и формы обучения: повторение, заучивание материала. К I тысячелетию до н.э. складывается Шумерский идеал образования, который включает в себя: высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школу посещали мальчики, а девочки обучались дома у своего отца. К концу I тысячелетия до н.э. школьное образование становится сферой влияния семей, которые из поколения в поколение передавали мастерство писцов. [1,2]

Древний Египет. Школы в Древнем Египте появляются в III тысячелетии до н.э. Школа и воспитание были призваны перевести ребенка в мир взрослых. В основном школу посещали мальчики из семей жрецов, чиновников, зажиточных граждан, землевладельцев, так как за обучение приходилось много платить. Девочки зачастую обучались дома. Обучение в школе подразделялось на этапы. Дети учились читать, писать и считать на начальном этапе обучения. На втором этапе происходила дифференциация обучения по направлениям, которые можно было выбрать: 1) музыка, литература, грамматика, 2) математика, 3) основы ведения хозяйственной деятельности. Методы обучения: обучение индивидуальное, осуществлялось при помощи переписывания и заучивания стандартных текстов и примеров. Одной из целей обучения была подготовка к профессии, ей традиционно занимались члены семьи. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. В древнем Египте существовали царские школы. Преимущественно там учились дети высшей знати, фараонов. В этих школах уделялось большое внимание переводу на живой язык древнейших текстов. [1, 2]

Древняя Индия. История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. до н.э. До V века до н.э., в период индуизма, обучение основывалось на идее, суть которой заключалась в том, что каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества. В зависимости от касты воспитательный идеал имел некоторые различия. На уровне семейного воспитания систематического образования не предполагалось. Мальчики начинали обучение в 7-8 лет. Сначала их посвящение в ученики проходило в форме обряда, а затем начиналось обучение у учителя. К середине I тысячелетия до н.э. выстроилась своеобразная система образования. Она включала в себя 3 ступени: начальная ступень - дети получили образование в семье. Вторая ступень - посвящение в ученики, сроки прохождения данной ступени были разными, в зависимости от принадлежности к касте. Третья ступень была повышенного типа, которой посвящали себя немногие, обучение это проходило у гуру - особо почитаемого учителя. Примерно в V-VI в. до н. э. возникает буддизм (наряду с индуизмом), он способствует распространению образования: признается равенство разных каст в образовании и обществе; рост числа школ (при буддийских монастырях) - по всей Индии; сочетание духовного и светского образования. Учителя-буддисты вели индивидуальное обучение. В II - VI вв. - происходит возрождение индуизма, обучение стало практически направленным. Была 2-х ступенчатая система образования: начальные школы («толь»): счет, чтение, письмо на санскрите и местных языках , и средние школы («аграхар»): география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись. [2]

Древний Китай. В основе педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху. Традиция обучения базировалась на опыте семейно-общественного воспитания. Основой школьного обучения было уважение к старшим, наставник - как отец. Первые школы в Китае появились в III тысячелетии до н.э. Во II тысячелетии до н.э. школу посещали в основном дети состоятельных людей. Главная цель школы: научить пользоваться иероглифическим письмом (это умение передавалось по наследству и распространя...

Другие файлы:

Философия средневековья
* 1. Возникновение средневековой философии.1. 1. Связь и различие средневековой философии ифилософии древнего мира.1. 1. 1. Основные положения философ...

Налогообложение евреев от Древнего Египта до Средневековья
Особенности правового положения евреев на различных этапах развития человеческого общества. Принципы налогообложения данного народа от Древнего Мира д...

Политические идеи древнего мира и средневековья

Политическая мысль Древнего мира и Средневековья

Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе
Теория преподавания истории Древнего мира. Задачи курса. Требования к преподаванию истории в шестом классе и типы уроков. Современные подходы в методи...