Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Характеристика социальной ситуации, связанной с распространением наркотической зависимости среди старших подростков. Организация деятельности социального педагога МОУ СОШ № 103 по первичной профилактике наркотической зависимости в подростковом возрасте.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Выпускная квалификационная работа

Социально-педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты организации социально-педагогической профилактики наркотической зависимости у старших подростков
    • 1.1 Характеристика социальной ситуации, связанной с распространением наркотической зависимости среди старших подростков
    • 1.2 Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
    • 1.3 Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы
    • 1.4 Социально-педагогическая профилактика наркомании в старшем подростковом возрасте
  • Глава 2. Организация деятельности социального педагога МОУ СОШ № 103 по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков
    • 2.1 Анализ деятельности социального педагога МОУ СОШ № 103 по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков
    • 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
    • 2.3 Рекомендации социальному педагогу по профилактике наркотической зависимости у старших подростков
  • Заключение
  • Список использованной литературы
    • Приложения

Введение

Актуальность. Наркомания в настоящее время - это одна из острых социальных проблем не только в России, но и во всем мире. Образовательные учреждения, правоохранительные органы и общественные организации предпринимают попытки активизировать профилактическую деятельность. Появилось большое количество специалистов, занимающихся профилактикой распространения психоактивных веществ и формирования зависимости от них. Происходит увеличение количества учреждений и организаций, где наркозависимым оказывается необходимая медицинская и психолого-социальная помощь. Однако эта деятельность не приводит к желательным результатам. По данным Информационного агентства АПИ до 60% населения страны в возрасте до 21 года может быть отнесено к "группе риска" употребления наркотических веществ [55].

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, рост наркотизации населения страны за последние 5 лет увеличился более чем в 6,5 раз [54].Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей особенно, подросткового возраста.

Как отмечает главный нарколог города Екатеринбурга Б. Тепляков, в последние годы получили распространение "семейная" наркомания и даже приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. Число смертных случаев от употребления наркотических средств среди населения за последние десять лет увеличилось в 12 раз, а среди старших подростков -- в 42 раза [58]. Все большее пристрастие к наркотикам проявляют женщины, в том числе матери-одиночки и несовершеннолетние матери. За счет этого общество теряет значительную часть наиболее активных граждан.

Следствием увеличения числа старших подростков, употребляющих наркотические вещества, является повышение спроса и соответственно увеличение цен на них, что приводит к росту преступности.

Анализ статистических данных показывает, что в 2003 - начале 2004 гг. среди преступников в сфере незаконного оборота наркотиков, несовершеннолетние составили до 10%, а лица в возрасте от 18 до 30 лет - 62,8%. Количество несовершеннолетних, участвовавших в незаконных операциях с наркотиками, увеличилось на 14%, почти треть из них совершали правонарушения в группе [3, с. 3].

На сегодняшний день общепризнанным считается, что наркомания является не столько проблемой медицинского характера, сколько проблемой социальной. Поэтому, для эффективной борьбы с продолжающимся ростом наркомании недостаточно только лечения и реабилитации. Особое место в этом процессе должна занимать превентивная работа с группами риска. Профилактика наркомании особенно необходима в подростковой и молодёжной среде, где доминируют различные мифы относительно наркотических средств, постоянно растёт их потребление, а профилактическая работа проводится в недостаточной мере.

Исследованию различных вопросов проблем наркомании и непосредственно профилактике наркомании среди старшеклассников посвящены в последние годы работы многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, Н. А. Сирота, В.М. Ялтонского, С.Б. Белогурова, С.В. Березина, Е.Б.Иванову. В них содержатся практические рекомендации по профилактике наркотической зависимости, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления; предлагаются методики проведения мероприятий превентивного характера. Однако предложенные методики в большинстве случаев являются малоэффективными, что подтверждается ростом числа подростков, употребляющих наркотические вещества .

Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: "Социально - педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков на примере МОУ СОШ №103".

Противоречие: с одной стороны, в настоящее время врачами, психологами, педагогами, социальными педагогами проводится большое количество мероприятий, направленных на первичную профилактику наркотической зависимости у подростков, а с другой стороны, в обществе наблюдается увеличение старших подростков, употребляющих наркотические вещества.

Проблема: что может сделать социальный педагог школы для снижения роста наркотической зависимости у старших подростков?

Объект: первичная профилактика наркотической зависимости у старших подростков.

Предмет: основные формы, подходы и методы в деятельности социального педагога школы по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков.

Цель: изучить основные формы, подходы и методы первичной профилактики наркотической зависимости у старшеклассников в деятельности социального педагога школы.

Гипотеза: вероятно, для снижения роста наркотической зависимости у старших подростков в деятельность социального педагога школы должны быть включены:

- Организация активного досуга подростков.

- Формирование у подростков коммуникативных умений, здорового образа жизни, навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умения принимать правильные решения.

- Включение в деятельность социального педагога активных форм первичной профилактики (тренинги, мозговые штурмы и др.).

Задачи:

1) проанализировать научную, учебную и учебно-методическую литературу по данной теме;

2) проанализировать психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста;

3) определить понятие, стадии формирования наркотической зависимости;

4) охарактеризовать факторы, влияющие на начало употребления наркотических средств;

5) проанализировать превентивные меры первичной профилактики подростковой наркомании;

6) Определить направление деятельности социального педагога, в профилактике наркотической зависимости у подростков;

7) провести эмпирическое исследование, на основании которого дать рекомендации социальному педагогу, данного учебного заведения.

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №103 г. Екатеринбурга.

Методы: теоретические - анализ и синтез, классификация, систематизация; эмпирические - анкетирование, тестирование, беседа, анализ документов.

Глава 1. Теоретические аспекты организации социально-педагогической профилактики наркотической зависимости у старших подростков

1.1 Характеристика социальной ситуации, связанной с распространением наркотической зависимости среди старших подростков

Массовое изучение образа жизни старших подростков, проводимое в 2001 г. в различных городах России показало, что 12% респондентов в возрасте до 16 лет однократно пробовали наркотические вещества (с учетом токсических веществ этот показатель возрастает до 18,9%), а около 0,9% принимают их регулярно. Реальное число лиц, страдающих наркоманией, достигает 1 млн. человек [54].

Опрос молодежи г. Санкт-Петербурга в возрасте до 16,5 лет показал, что 36,6% хотя бы однократно употребляли наркотические вещества [53]. Подобные данные получены при анкетировании молодежи гг. Екатеринбурга, Уфы: до 1/4 учащихся старших классов имеют опыт употребления наркотиков и токсических веществ (преимущественно каннабис), в том числе 3% употребляли их регулярно [55].

Данные о распространенности употребления наркотиков зависят от опрашиваемого контингента: так, при опросе в школе в их употреблении признались 14%, а при опросе на улице - 46% [52].

Результаты социологических исследований свидетельствуют, что в конце 2000 года в учреждениях органов здравоохранения в связи с необходимостью оказания наркологической помощи было зарегистрировано 34,5 тыс. детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и 15,5 тыс. употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества [57].

Динамика злоупотребления психоактивными веществами в старшем подростковом возрасте неразрывно связана с общей динамикой медико-статистических показателей наркологической заболеваемост...

Другие файлы:

Анализ причин и факторов наркотической зависимости у подростков
Наркомания как продукт патологического развития личности. Причины наркотической зависимости у подростков. Социальные и личностно-психологические причи...

Социально-психологическая профилактика компьютерной зависимости у подростков
Компьютерная зависимость как социально-педагогическая и социально-психологическая проблема. Специфика компьютерных игр, факторы, способствующие развит...

Социально–педагогическая работа по профилактике наркомании среди подростков в условиях учреждения образования (на примере ГУО "СШ № 40" г. Витебска)
История возникновения и причины наркомании, психическая и физическая зависимость как ее последствия. Содержание и организация профилактики наркотическ...

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия девиантного поведения подростков. Особенности отдельных психических...

Социально–педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков в условиях сельской местности
Особенности социально-педагогической деятельности в условиях сельской местности по организации работы с подростками с алкогольной зависимостью. Интегр...