Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Социально-педагогическое взаимодействие в системе деятельности педагога социального в школе

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Отклонения в поведении детей, их причины и пути преодоления. Профилактическая работа как направление социально-педагогического взаимодействия педагога социального в школе. Совместная деятельность педагога с классным руководителем и родителями обучающихся.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Одной из главных задач нашего государства является воспитание подрастающего поколения - школьников, подростков, молодёжи. Именно в них мы видим своё будущее, будущее нашей страны.

Воспитание - один из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Одной из его задач является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, а также активной и здоровой жизненной позиции.

Ни для кого не секрет, что процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок. Соотношение разнонаправленных влияний (как положительных, так и отрицательных) в обозначенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности.

Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Образование выполняет очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, а также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.

Формирование человека, его жизненных позиций, творческих способностей осуществляется в системе социума. Специфика профессиональной деятельности специалистов педагогических профилей и педагогов социальных заключается в том, что она призвана обеспечить педагогический компонент в общей системе социальных служб, педагогическую целесообразность социальной работы, проводимой различными учреждениями, организациями. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.

Умение педагога социального взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных и других служб в оказании помощи детям и подросткам отражает содержание профессиональной деятельности социальных педагогов.

Социально-экономическая нестабильность последних лет привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы молодежи, требует пристального внимания. Поэтому в общеобразовательных школах появился социальный педагог, на плечи которого легло много сложных проблем.

Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе. Проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых социальных проблем.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д. К внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Именно это обусловило выбор темы курсовой работы «Социально-педагогическое взаимодействие в системе деятельности педагога социального в школе».

Цель курсовой работы -раскрыть сущность социально-педагогического взаимодействия в системе деятельности педагога социального в школе.

Задачами нашего курсового ислледования являются

1. Раскрыть сущность соц.пед взаим.

2.Изучить структуру и виды социально-педагогического взаимодействия в системе деятельности педагога социального в школе.

3. Проанализировать совместную деятельность педагога социального с социальными структурами.

4. Обобщить опыт социально-педагогического взаимодействия педагога социального

При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научно-педагогических исследований: анализ литературы, изучение планов работы педагога социального в школе, планов консультаций с родителями, педагогическим коллективом, учащимися, документации педагога социального, документации школьного совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; диагностические методы исследования анкетирование, наблюдение за деятельностью специалистов; методы анализа и обработки полученных данных

Базой нашего исследования является Государственное учреждение образования «Поречская средняя школа» аг. Поречье, Гродненского района.

1. Значение социально-педагогического взаимодействия в системе деятельности педагога социального

1.1 Сущность социально-педагогического взаимодействия

Прежде чем говорить о социально-педагогическом взаимодействии в системе деятельности педагога социального в школе, необходимо понять и объяснить, кто такой социальный педагог.

Несмотря на то, что профессия «социальный педагог» - достаточно новая, в научной и методической литературе появились различные определения этого понятия.

Социальный педагог в школе - это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.

Социальный педагог - специалист по работе с детьми и взрослым населением в социально-культурной и семейно-бытовой сферах [13, с.104];

Социальный педагог - специалист в области социальной деятельности;

Социальный педагог - сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций [10, с.20].

Специфика профессиональной деятельности педагога социального заключается в том, что он призван обеспечить педагогический компонент в общей системе социальных служб, педагогическую целесообразность социальной работы, проводимой различными учреждениями, организациями, фондами [3,с.13].

Основной сферой деятельности педагога социального является социум. Социум - большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры [1, c.85].

Основным назначением педагога социального является, с точки зрения Ю.В.Васильковой, Т.А.Васильковой, это социальная защита ребёнка, подростка, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе [5, с.62]

Для решения этих задач педагог социальный изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.

В этом одна из главнейших задач педагога социального - поддержать ребёнка в трудную минуту, научить свыкнуться с бедой, найти путь и принять решение, вселить веру в ребёнка, убедить, что всё в его жизни можно изменить к лучшему.

Профессия «педагог социальный» в образовательных учреждениях становится востребованной, и никто, практически, уже не сомневается в необходимости и целесообразности осуществления социально -педагогической деятельности с детьми, оказании им помощи и поддержки в решении различных социальных проблем. Но одному педагогу социальному не в силах осуществить всю свою деятельность.

Поэтому он связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребёнку. Для этого он должен быть профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.

Важную роль в деятельности, как педагога предметника, так и социального педагога, по мнению Л.Н.Толстого, играет не только педагогическая техника, но и влияние личности педагога на воспитанника. Он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ник ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» [4, с.43]

Другие файлы:

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
Формы и методы работы социального педагога с родителями, его функциональные обязанности. Система социально-педагогической деятельности социальных педа...

Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе
Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе. Взаимодействие социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащих...

Социально-педагогическое управление в деятельности социального педагога в школе
Исследование теоретических аспектов социально-педагогического управления в образовательном учреждении. Описания рационального сочетания централизации...

Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении. Организация социально-педагогической работы в школе. Социально-педагогиче...

Взаимодействие школы и социальной среды
Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях, ее основное содержание и предъявляемые требования. Взаимодействие семьи и шко...