Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков в детском доме
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Дипломная работа
"Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков в детском доме"
Введение
Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.
Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Но современные детские дома не отвечают запросам общества. Не случайно воспитанники детских домов нередко имеют серьезные проблемы во взрослой самостоятельной жизни. Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает у них потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость, порой сентиментальность и некритичный альтруизм в сочетании с переоценкой собственных возможностей, самоуничижением, компромиссным поведением делают их порой неуспешными, толкают в группы социального риска. Также отмечен тот факт, что дети выпускников становятся клиентами тех же самых учреждений, что и их родители.
Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Назовем главные:
1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.
2. Возрождение духовной культуры нации.
3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.
4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения.
5. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.
6. Совершенствование системы устройства детей-сирот.
По нашему мнению, актуальность данного исследования диктуется особенностями социально-экономической ситуации в современном обществе. Сегодня представление об успешности часто связывается с понятиями «активность» и «инициативность». Многие авторы понимают инициативность как замысел, начинание какой-либо деятельности. Давно признано, что инициативность, ее проявление и становление - это важный образовательный эффект (1,19). Кроме того, инициативность ими представляется как психологическая основа появления самостоятельности.
Инициативность, как любой психологический феномен, необходимо изучать в рамках конкретного возраста. Наиболее важным мы считаем изучение подростковой инициативности, т. к. подростковый возраст - возраст, играющий особую роль в становлении личности (7, 32, 33), а также именно в этом возрасте возможно появление самостоятельности.
Но ситуация в детских домах такова, что появление инициативы проблематично, т. к. вся жизнь воспитанников проходит в регламентированном и технологизированном пространстве. Помимо этого, нужно обратить внимание на тот факт, что от них требуется послушание, подчинение установленным нормам и правилам даже в свободное время от учебы. Известно, что человек, со всех сторон окруженный принуждениями и понуканиями, не имеет возможность совершить самостоятельный поступок. Поэтому необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самодеятельности, инициативности воспитанников различного возраста.
Анализ литературы показывает, что появление инициативности возможно при определенных условиях. Во-первых, когда ситуация, в которой становится возможной инициатива, представляется ребенку как незавершенная в своем построении. Во-вторых, особую позицию по отношению к ребенку должен занимать взрослый, - это означает, что действия взрослого должны быть открыты для ребенка (13, 34).
Данный эмпирический материал обусловил выбор темы дипломной работы и ее актуальность.
Цель дипломной работы: исследовать уровень инициативности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и определить условия ее поддержки.
Объект исследования: ситуация жизни в условиях детского дома.
Предмет исследования: процесс складывания инициативности в условиях детского дома
Эмпирическая гипотеза: развитие инициативности возможно при предоставлении «пространства» для ее проявления. Основой послужила концепция самовоспитания Корчака - дети имеют право на собственное детство и собственную жизнь в рамках организованного общества, они способны к совместной жизни и самоконтролю.
Рабочая гипотеза: для развития инициативности в условиях детского дома необходимы места для ее проявления (3):
1. Предоставление разнообразной деятельности, поддерживающей интерес ребенка.
2. Обеспечение личного пространства.
3. Взрослый предъявляет себя как ресурс, в помощь и поддержку, в отличии как средство - сделать за ребенка.
4. Гибкость режима.
5. Наличие мест, «где все друг друга слышат».
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены задачи:
1. Исследовать литературу по проблеме развития инициативности подростков, воспитывающихся в детском доме.
2. Подобрать и обосновать методы исследования инициативности и условий ее поддержки.
3. Провести сравнительное исследование инициативности и элементов среды в 2 ух детских домах.
Теоретическим основанием дипломной работы послужили работы, посвященные инициативности и особенностям ее развития и проявления у воспитанников детского дома (Б.И. Хасан, Гессен, Фрумин И.Д., Ильин Е.П., Уманский Л.И., Галагузова, Э. Штерн, В.В. Башев, Овчарова, Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Олиференко Л.Я. и др.), а также средовой подход М. Черноушека, Корчака и Ясвина.
Методы исследования выбраны в соответствии с логикой гипотезы и цели: анализ литературы, методика «Самооценка волевых качеств» (разработана Н.Е. Стамбуловой), методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» (разработана А.И. Высоцким), структурированное интервью, фокусированное наблюдение и анализ документации.
Организация исследования: исследование проводилось на базе детского дома №59 г. Красноярска и детского дома г. Железногорска, в практической части приняли участие 10 подростков одного и другого детских домов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобраны и обоснованы методики исследования инициативности в условиях детского дома, выявлены некоторые условия эффективной поддержки проявлений инициативности у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
1. Обзор литературы
1.1 Понятие инициативности
Для того чтобы поддерживать инициативность, сначала необходимо определиться - что именно необходимо поддержать и как определить, имеются ли какие-либо продвижения.
Сначала рассмотрим данное понятие в словарях:
1) Инициативный
1. Обладающий инициативой, предприимчивостью.
2 Сделавший почин в каком-нибудь деле, проявивший инициативу в чем-нибудь (словарь Ушакова).
А в большой советской энциклопедии есть даже нужное нам определение инициативности:
Инициативность - качество человека, предприимчивость, умение предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивость и практичность.
Инициативность - это качество человека или, как я думаю присвоенная, перенесенная внутрь инициатива. Таким образом, инициативность не исключение из теории интериоризации Л.С. Выготского.
Но понятие инициативности не ис...
Самооценка у подростков, воспитывающихся в детском доме и у подростков, воспитывающихся в домашних условиях
Подходы авторов к изучению самооценки. Виды, механизмы и этапы формирования самооценки личности, факторы, воздействующие на ее развитие и становление....
Педагогическая поддержка работы с неполными семьями
Сущность понятий "социально-педагогическая поддержка" и "неполная семья". Педагогические условия успешной социально-педагогической поддержки детей из...
Трудовое воспитание в детском доме
Трудовая деятельность как фактор социального становления детей-сирот. Система педагогической работы по трудовому воспитанию в детском доме. Формирован...
Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе
Характеристика возрастных особенностей младших подростков и особенности жизнедеятельности классного коллектива. Педагогические условия воспитания нрав...
Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе. Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерным...