Социально-педагогические и правовые основы патронатного воспитания в Российской Федерации
Краткое сожержание материала:
Размещено на
27
Размещено на
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность «Социальная педагогика и юриспруденция»
Курс 5 ОДО
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ В РФ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Й. Развитие и правовые основы патронатного воспитания в РФ
§1. Регулирование проблемы патронатного воспитания на федеральном уровне
§2. Решение теоретических и практических проблем патроната в субъектах РФ
ІІ. Особенности патронатного воспитания в РФ
§1. Социально-правовые требования к кандидату
§2. Психолого-педагогические и правовые особенности несовершеннолетних, нуждающихся в патронатном воспитании
§3. Правовой статус патронатных воспитателей и несовершеннолетних
Заключение
Приложения
Введение
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут несовершеннолетние, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких несовершеннолетних.
В современных условиях количество несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона несовершеннолетних разного возраста остаются без попечения родителей.
Педагоги, психологи, юристы, занимающиеся исследованием проблем несовершеннолетнего в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще или вообще отсутствие близких складывается на развитии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Детство- период, где закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. [13, 192]
Несовершеннолетний, потерявший родителей - это особый по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать - одна из сильнейших потребностей несовершеннолетнего.
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному - «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей Западной и Восточной Европы. Отмечается рост таких несовершеннолетних и в развивающихся странах, которые нуждаются в патронатном воспитании. Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).
Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов
Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения несовершеннолетних в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все несовершеннолетние получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.
Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства несовершеннолетних в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.
Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству несовершеннолетних -уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.
В договоре определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь - в зависимости от потребностей ребенка.
В настоящее время в ряде регионов созданы такие экспериментальные площадки - уполномоченные учреждения органов опеки и попечительства. Все такие учреждения проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, используют социально- психологические технологии подготовки и обследования семьи, заметно отличающиеся от формальных действий, используемых обычно органами опеки и попечительства, оказывают детям и семьям необходимую помощь после помещения ребенка в семью, и, тем самым- повышают процент успешности и стабильности размещения детей в патронатных семьях.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которые до конца еще не исследованы. Однако, по крайней мере три причины такого явления можно назвать.
Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброщенные новорожденные.
Вторая причина связана с принудительным изъятием несовершеннолетнего из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов несовершеннолетнего. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т.п.
И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких- либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции. [5,99].
Актуальность темы - в государстве и обществе всегда были, есть и будут дети, оставшиеся без попечения родителей, социальные сироты, которые нуждаются в патронатном воспитании.
Объектом выпускной квалификационной работы является малолетний или несовершеннолетний ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Предметом является исследование отношений, возникающие в связи с передачей несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей на патронатное воспитание.
Задачи:
1. Изучить понятие «патронатное воспитание» в социально - педагогической и правовой литературе
2. Изучить историю о патронатного воспитания в России и за рубежом
3. Рассмотреть проблемы патронатного воспитания на федеральном уровне
4. Рассмотреть решение теоретических и практических проблем патроната в субъектах РФ
5. Изучить социально-правовые требования к кандидату в патронатные воспитатели
6. Изучить психолого-педагогические и правовые особенности несовершеннолетних, находящихся на патронатном воспитании
7. Рассмотреть правовой статус патронатных воспитателей и несовершеннолетних.
Й. Развитие и правовые основы патронатного воспитания в РФ
§1. Регулирование проблемы патронатного воспитания на федеральном уровне
Патронат -- одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя. При патронате, патронатные воспитатели ребёнка, у которых он проживает, принимаются на работу в качестве воспитателей того детского дома, откуда взят ребенок, получают заработную плату за уход и воспитание. Патронат известен в России со времен Екатерины П, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся сиротами. «Патрон - покровитель, заступник, либо благодетель». Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля 1863 г. [28].
Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих несовершеннолетних детей. На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь "Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества", вплоть права родителей отдавать своих детей в рабство.
В древние в...
Теория и практика воспитания военнослужащих
Описание: В учебном пособии, подготовленном Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, кафедрой педагогики Военно...
Правовое регулирование института приемной семьи и патронатного воспитания Республики Беларусь
Теоретические и практические вопросы механизма реализации норм о приемной семье и патронате. Семейное законодательство в рамках обеспечения устройства...
Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории
Диссертация доктора юрид. наукОглавлениеВведениеПравотворчество как элемент финансово-правового статуса Центрального банка Российской ФедерацииКонстит...
Психолого-педагогические основы воспитательного характера
Историческое развитие теории воспитания, его сущность, цели, средства и методы. Психологические условия воспитания и формирования свойств и социальных...
Институт мировых судей в Российской Федерации
Историко-правовые основы мировой юстиции в Российской Федерации. Зарубежная практика формирования системы местного правосудия. Особенности осуществлен...