Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Социально-педагогическая работа по развитию медиакультуры младших школьников

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Социально-педагогические проблемы взаимодействия младших школьников с медиа. Особенности восприятия медиа-информации детьми. Разработка программы занятий по развитию медиакультуры. Диагностическое исследование особенностей медиапользования школьниками.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

3

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Психологический факультет

Кафедра педагогики

Специальность «Социальная педагогика»

Социально-педагогическая работа по развитию медиакультуры младших школьников

Дипломная работа

Выполнил студент

4 курса, группа 17401.32

И.А. Чекменев

Самара 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития медиакультуры младших школьников

1.1 Роль медиа в жизни современных школьников, сущность медиакультуры

1.2 Особенности восприятия медиа-информации младшими школьниками

1.3 Социально-педагогические проблемы взаимодействия младших школьников и медиа

1.4. Условия развития медиакультуры младших школьников

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития медиакультуры младших школьников

2.1 Диагностическое исследование особенностей медиапользования детей младшего школьного возраста

2.2 Разработка программы занятий по развитию медиакультуры младших школьников

2.3 Экспериментальная проверка результативности разработанной программы занятий

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Современная общеобразовательная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования. Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Время, затрачиваемое детьми на просмотр телевизионных программ или работу на компьютере, по продолжительности уже превосходит время, проводимое в школе. А.А. Журин отмечает, что информация из различных медиа-источников обладает рядом привлекательных для школьников свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания. Являясь активными пользователями различных медиа, школьники, однако, не всегда понимают подлинный смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания, могут сознательно избегать необходимых, но сложных образовательных программ [23].

В настоящее время перед современной школой встала настоятельная необходимость формирования культуры медиапользования и информационной культуры школьников. Стремительное развитие Интернета и других коммуникационных технологий вовлекает детей всех возрастов в активные процессы дистанционного общения. При этом бесчисленные молодежные форумы и чаты Интернета переполнены примерами безграмотных, агрессивных и зачастую бессмысленных высказываний участников. Стремительно растет уровень агрессии детей, связанный, в том числе, и с негативным влиянием медиа. Социальный педагог наряду с другими специалистами сферы образования и воспитания должен помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими потребностями [2].

Масс-медиа все чаще и чаще берут на себя обучающие, просветительские функции. Они превратились в своеобразную «параллельную школу» для учащихся, воздействуя как положительно, так и отрицательно. Вот почему медиаобразование сегодня востребовано как никогда.

В младшем школьном возрасте происходит формирование духовно-нравственных качеств личности детей. Современные масс-медиа не только дают определенную информацию, но и показывают варианты действий, которые ребенок может как отвергать, основываясь на своих моральных убеждениях, так и принимать их как легитимные с точки зрения морали. Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки медиа-информации [8].

Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. К сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. Но медиа такие, какие они есть, и не в педагогической компетенции их изменить, однако, зная все особенности восприятия и возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и дидактические приемы воздействия на детей, педагог должен использовать возможности современных масс-медиа в интересах детей [9].

Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется настоятельной необходимостью формирования медиакультуры младших школьников в условиях все более активного и агрессивного воздействия медиа на данную аудиторию, их серьёзного мировоззренческого влияния.

Актуализация проблемы медиакультуры младших школьников обуславливается, по мнению Д.И. Фельдштейна, таким обстоятельством как «сложившаяся исторически новая ситуация развития современного общества, которая определяется принципиально новым уровнем коммуникативных связей и высокой плотностью информационного поля. Итак, на смену игнорирования проблемы взаимодействия человечества и медиа пришло ее осознание, которое проявило себя в педагогике как медиаобразование, выступающее «за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.) [16].

Объектом работы является процесс развития медиакультуры младших школьников, предметом - программа занятий по развитию медиакультуры младших школьников.

Цель работы: теоретически обосновать, разработать программу занятий по развитию медиакультуры младших школьников и экспериментально проверить ее результативность.

Гипотеза исследования: развитие медиакультуры младших школьников будет возможно, если:

- изучена литература по теме исследования;

- выявлены социально-педагогические проблемы, касающиеся особенностей культуры медиапользования младших школьников;

- разработана программа занятий по развитию медиакультуры младших школьников;

- экспериментально проверена результативность разработанной программы.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- изучить научные концепции по проблеме работы;

- выявить социально-педагогические проблемы, касающиеся особенностей культуры медиапользования младших школьников;

- разработать программу медиаобразовательных занятий, способствующих развитию медиакультуры младших школьников;

- осуществить экспериментальную проверку результативности разработанной программы.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме дипломной работы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, анализ творческих работ учащихся.

Экспериментальной базой исследования являлось МОУ школа № 168 городского округа Самара среди учеников вторых и третьих классов (всего 40 детей).

Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические основы развития медиакультуры младших школьников

1.1 Роль медиа в жизни современных школьников, сущность медиакультуры

Сегодня медиа - один из основных факторов социализации молодого поколения. Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других - «информационная эпоха», кто-то определяет ее как «эпоху глобализации». В тоже время ясно одно: мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва». В этой связи усложняются наши социальные связи, заставляя обратиться к пониманию медиакультуры, ее роли в современной эпохе.

Медиакультура - особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD, DVD. Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Идет формирование «планетарного», «глобального» мышления [24].

Российская педагогическая энциклопедия определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.).

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств»[10].

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам са...

Другие файлы:

Социально-педагогическая поддержка младших школьников, обучающихся на дому
Социально-педагогические основы поддержки младших школьников, обучающихся на дому: анализ зарубежного и отечественного опыта работы. Психолого-педагог...

Экологическое воспитание младших школьников
Теоретические основы экологического воспитания младших школьников. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема. Экологическое воспи...

Методика организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников
Экологическое воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема. Особенности экологического воспитания в процессе образования младши...

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству на основе использования межпредметных связей
Психолого–педагогическая характеристика интереса к музыкальному искусству. Использование возможностей межпредметных связей в развитии интереса младших...

Литературное творчество младших школьников и развитие речи на уроках чтения
Развитие речи младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Особенности понимания малых фольклорных форм первоклассниками. Содержание и ан...