Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятия способность, талант, одаренность и гениальность. Основные составляющие детской одаренности. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики

Курсовая работа

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

Исполнитель

Перминова Ольга Владимировна,

студентка 533 группы

заочного отделения

Научный руководитель:

Иваненко М. А. канд. пед. наук,

доцент кафедры социальной педагогики

Екатеринбург 2011г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста

1.2 Анализ понятий «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе

1.3 Направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ №168 по социально- педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста

2.2 Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.

Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одарённости, особенностями её развития являются положения о том, что:

-одарённость проявляется и развивается в творческом обучении;

-одарённость является сложным многоуровневым психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личности.

Для исследования структуры высокой одарённости принципиальное значение имеют фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий [19].

Большое значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в начальной школе.

В настоящее время можно выделить ряд направлений в изучении одарённости: 1) разработка многофакторных моделей одарённости; 2) изучение возрастных особенностей развития одарённости, познавательной активности [32].

Результаты этих исследований уже внедряются в школьное образование. Разработаны программы междисциплинарного дифференцированного обучения детей: «Одарённый ребёнок», «Лидерство».

Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одарённости. Разработана концепция творческой одарённости, в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одарённости проводятся исследования по изучению развития способностей и одарённости в младшем школьном возрасте.

Большое внимание уделяется расширению средств диагностики творческих и интеллектуальных способностей. Наряду с известными методиками диагностики интеллекта создаются новые методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей. Всё это даёт реальную возможность достаточно надёжно выявлять уровень развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.

При этом целый ряд проблем до сих пор остаётся недостаточно изученным. Это касается влияния содержания обучения на развитие способностей, динамики развития общих и специальных способностей, дифференциации детей младшего школьного возраста по типу одарённости и т.д.

Разработка данной проблемы поможет лучше понять природу одарённости, полнее раскрыть механизмы его развития в условиях специального обучения, разработать методы и приёмы обучения, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого одарённого ребёнка[31].

Тема исследования: «Социально-педагогическая деятельность с одарёнными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении»

Объект исследования: одарённость у детей как социальное явление

Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении.

Цель исследования: разработать комплексные мероприятия по социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.

Задачи исследования:

1). изучить психолого-педагогическую характеристику одаренных детей младшего школьного возраста

2). раскрыть понятия «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе

3). определить социально-педагогические направления, способствующие развитию одаренности

4). проанализировать деятельность МБОУ - СОШ по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста

5). апробировать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения

Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение; эмпирические - анкетирование, опрос, тестирование.

База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №168 города Екатеринбурга.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика одарённости детей младшего школьного возраста

Возраст, о котором пойдёт речь, редко привлекает специальное внимание исследователей. Его традиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека - никаких (или почти никаких) новых проблем взрослые - родители и учителя - часто не замечают, возможно, поэтому «отдыхают» от родительских и учительских забот, общаясь с детьми младшего школьного возраста. Что же происходит в этот тихий период человеческой жизни?

В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего школьного возраста. Так или иначе, школа является важнейшим социальным пространством, где разворачиваются жизненные события ребёнка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития [1].

Считается, что самой главной среди них является установление и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного «Я». Границы собственного психологического пространства ребёнок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появление скрытности, как бы подтекста в отношениях ребёнка с другими людьми.

Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Мера правильности, требование соблюдать её - основа развития морального сознания ребёнка, направленного на сохранение и развитие границ психологического пространства за счёт укрепления его непрозрачности для других [1].

Ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу делает детей этого возраста сензитивными к освоению технологии осуществления правильной, нормальной жизни - они легко и охотно учатся тому, что имеет воплощённый в «хорошем» (правильном) предмете результат, соответствующего их представлениям о реальных вещах, которые могут заполнить их психологическое пространство.

Умелость ребёнка, разворачивающаяся в предметной деятельности, не обязательно проявляется в социальных отношениях или в школе, она становится той школой в школе, которую приходится осваивать по специфическим законам [3].

Школьное детство - новая ступень в формировании индивидуальности ребёнка. Содержание её кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей, научиться организовывать своё поведение в соответствии с этими свойствами.

С поступлением ребёнка в школу происходят изменения и в его отношениях с окружающими людьми, причём довольно существенные. Прежде всего, значительно у...

Другие файлы:

Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения
Социально-исторические предпосылки изучения одаренности детей, одаренность как социально-педагогическая проблема, проблемы психолого-педагогической ди...

Социально-педагогическая деятельность по профилактике склонности воровства у детей младшем школьном возрасте
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Исследование причин возникновения склонности воровства у детей младшего шко...

Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в условиях общеобразовательной школы
Неполная семья, как одна из социально педагогических проблем. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей...

Одаренность в младшем школьном возрасте
Значение выявления оптимальных социально-психологических и культурологических механизмов становления личности. Анализ особенностей учебно-воспитательн...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с тревожными детьми младшего школьного возраста
Принципы сохранения здоровья в образовательном процессе. Состояние исследования проблемы детской тревожности. Коррекционная программа по снижению уров...