Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Содержание, принципы и пути полового воспитания детей дошкольного возраста

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Определение понятия "половое воспитание" как распространения знаний о физиологии и психологии пола и как влияния среды на психосексуальное развитие и формирование индивида. Выработка установок и оценка степени маскулинности и феминности у дошкольников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Контрольная работа

по теме: "Содержание, принципы и пути полового воспитания детей дошкольного возраста"

Содержание

Введение

1. Понятие полового воспитания

2. Содержание, принципы, пути полового воспитания

3. Половое воспитание дошкольников

Заключение

Список литературы

Введение

Процесс воспитания подрастающего поколения связан с желанием получить результат. Ради конечного результата и разрабатываются теории, системы, технологии педагогики, которые затем проверяются на практике и утверждаются. Таким образом, цель воспитания - ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

С давних пор человек стремился преуспеть в деятельности, которой занимался. Но стоит внимательнее вчитаться в произведения русского фольклора - возникает образ разностороннего человека- доброго, веселого, трудолюбивого, сильного, смелого. Древние философы представляли человека средоточием добродетелей, а К.Марксом в "Коммунистическом манифесте" была развита идея всесторонне развитой личности. Таким образом, всесторонне развитая гармоничная личность-тот идеал воспитания, к которому нужно стремиться. Но в реальной жизни в одном человеке не могут быть в полной мере развиты все стороны его личности, это обуславливают множество факторов. Значит, эта цель является идеальной, нереальной. Но такая цель нужна, она является ориентиром на возможности человека, помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.

Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое, половое. Несмотря на то, что каждый аспект воспитания имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно взаимосвязаны и оказывают существенное влияние друг на друга.

От успешности решения задач полового воспитания сегодня зависит здоровье людей, их семейное счастье, подход к воспитанию будущих поколений, гражданская и трудовая активность людей и т.д.

1. Понятие полового воспитания

В широком смысле термин "половое воспитание" означает влияние среды на психосексуальное развитие и формирование индивида. Но среда, окружающая человека, - явление чрезвычайно многогранное и динамичное, далеко не всегда ее влияния предсказуемы, планируемы или желательны. В более узком смысле (не в социальном, а в педагогическом) половое воспитание-процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего конечный результат направленного воздействия на психическое и физическое развитие мальчика (мужчины) и девочки (женщины) с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни. В этом случае половое воспитание предполагает наличие осознаваемых целей, программ, методов, конкретных ответственных исполнителей.

Часто в большей степени воспитателями являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ. Прямо или косвенно на формирование личности влияют не только определенные лица, семейный и школьный уклад, но и улица, общественные учреждения, вся окружающая обстановка, весь общественный строй.

Исходя из определения социализации Г.М.Андреевой, половая социализация - это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, связанного с полом по мере вхождения в социальную среду, а также систему социальных связей лиц мужского и женского пола; активное воспроизводство индивидом системы взаимоотношений полов в процессе активной деятельности. В отличие от узко понимаемого полового воспитания цели и программы половой социализации никем специально не формулируются, а сама она не предполагает конкретных ответственных исполнителей. Воспитание-это выработка той или иной активной позиции, которая должна стать ориентиром в социализации, в то время как социализация-процесс освоения существующего социального опыта. Воспитание и социализация - векторы единого процесса формирования личности.

Половое просвещение, как распространение знаний о физиологии и психологии пола может быть структурно связано и с социализацией, и с воспитанием. Так, получение знаний из случайных наблюдений, общения со сверстниками, знакомства с литературой ит.д. следует рассматривать как половое просвещение в структуре социализации. Любой другой способ информирования, имеющий целью ознакомление подрастающего поколения со связанными с полом сторонами жизни, является половым просвещением в структуре воспитания.

По мнению многих специалистов, дети должны знать о половых различиях к 2,5-3 годам, т.к. именно в этом возрасте подобная информация воспринимается без значительных переживаний, спокойно и естественно. К тому же, чем позже происходит знакомство ребенка с полом, тем оно для него труднее и тем более выражены в восприятии ребенка негативные стороны, эмоциональные искажения даже верной, но запоздалой и фрагментарной информации.

Одно из наиболее укоренившихся заблуждений состоит в том, что благодаря специфичности тематики, половое воспитание часто воспринимают едва ли не как противоположность нравственному воспитанию. Но даже если этого не происходит, часто приходится сталкиваться с тем, что на проведении полового воспитания сказывается зауженное, одностороннее понимание воспитание в целом как следствия накапливающихся в поколениях характерологических особенностей родителей. Необходимо понимать, что воспитание развивается не как действие на ребенка, а как взаимодействие с ним. Выработка установок маскулинности - феминности может быть успешной не тогда, когда взрослый просто вызывает ответную реакцию ребенка, а тогда, когда маскулинность - феминность взрослого и ребенка взаимодействуют и обуславливают друг друга. Таким образом, медицинские цели и задачи полового воспитания состоят в помощи подрастающему поколению по формированию сексуального здоровья как необходимого аспекта здоровья в целом.

На сегодняшний день в европейских странах принято различать три модели полового воспитания, воплощающие соответствующие типы моральных установок в отношении сексуальности: пермиссивная, рестриктивная, "золотая середина".

Пермиссивная (либеральная) модель предполагает сексуальность как важную жизненную ценность. Отсюда воспитание должно препятствовать "обрастанию" сексуальности чувством вины и помогать освобождаться от тревоги, которая, благодаря старым традициям, часто окрашивает связанные с полом переживания. Молодежь имеет право самостоятельно формировать приемлемые нравственные нормы, но единственной обязательной и культивируемой нормой является чувство ответственности за характер и последствия сексуальных отношений. Снабжение подрастающего поколения информацией о поле и сексуальности в свете этических и социальных ценностей берет на себя организованное воспитание, формирование нравственных установок как дело прежде всего семьи.

Рестриктивное (репрессивное) половое воспитание направлено на осознание представлений о маскулинности и феминности, семейных ролях. Различаются не только направленность (воспитание мужчины - воспитание личности, воспитание женщины - воспитание семьи), но и методы воспитания мальчиков и девочек. Знакомство детей с физическими признаками и проявлениями пола считается нежелательным, сведения о репродуктивных процессах преподносятся постепенно и осторожно на примере растений. Прежде чем у молодых людей не сформируется глубокое понимание сущности и важности семьи и брака, обсуждение со взрослыми процесса полового созревания, его трудностей, венерических заболеваний и т.д. не принято. Считается, что знания стимулируют интерес к сексуальности, а предостережения в этом случае имеют обратный эффект, поэтому никакое воспитание не гарантирует человека от совершения педофильных, гомосексуальных или насильственных действий. Гарантии такого рода может дать только обеспечиваемое родителями усвоение моральных норм.

Стратегия и тактика "золотой середины" призваны помочь избежать разочарований и причинения ущерба другим в сексуальных отношениях вообще и в семье, облегчить личностное и психосексуальное развитие, смягчить переход ко взрослой жизни. Общество, для которого любовь, брак, семья - предмет глубокого интереса, имеет право и обязано регулировать и ограничивать сексуальное поведение людей. Чем больше свободы предоставляется членам общества, тем более зрелы и ответственны они должны быть. Основной нравственный принцип сексуального поведения в браке или вне брака - любые типы сексуальных отношений морально приемлемы, если они соответствуют желаниям и установкам зрелых и морально ответственных людей, действующих без внешнего или внутреннего давления.

Принятие этих моделей регулируется индивидуальным отношением к сексуальности и половому воспитанию; между установками той или иной модели и реальным воспитанием всегда существует некоторый зазор.

В нашей стране разработка проблем психогигиены пола и реализация этой разработки в форме полового воспитания осуществлялось в разные годы весьма неравномерно. Труды И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева уже содержали многие, не теряющие сегодня своего значения предпосылки объективно-научного изучения любви, пола и связанных с ним проблем. В 1920-30е гг. активно разрабатывались проблемы сексологии, детской сексуальности и полового воспитания. Так, Е.А.Аркин пытался квалифицировать многообразные формы проявления сексуальности у детей, П.П.Блонский также занимался вопросами детской сексуальности. Хотя фрейдизм как систе...

Другие файлы:

Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста
Понятие и сущность полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста. Задачи, содержание, принципы полового воспитания. Специфика и средств...

Половое и гигиеническое воспитание детей младшего школьного возраста
Понятие полового воспитания и актуальность этой темы в педагогике. Содержание и принципы полового и гигиенического воспитания в школе и дома. Изучение...

Проблема воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
Цели, задачи экологического воспитания у дошкольников, его содержание. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающ...

Половое воспитание детей и подростков
Теоретические аспекты организации полового воспитания детей и подростков. Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в пе...

Игра - как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой разв...