Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Содержание и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Проблема противоречий между осознанием жизненной важности преемственности и неудовлетворительным ее состоянием в системе образования. Анализ концепций и практика обеспечения преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ И ПРОБЛЕМ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 1 И 2 СТУПЕНЕЙ ОБУЧЕНИЯ
    • 1.1 Понятие и сущность проблемы обеспечения преемственности в образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения 6
    • 1.2 Психолого-педагогические проблемы перехода школьников с первой на вторую ступень обучения 12
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ: 16
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 1 И 2 СТУПЕНЕЙ ОБУЧЕНИЯ
    • 2.1 Диагностика обеспечения преемственности в образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения 18
    • 2.2 Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения 23
    • 2.3 Принцип обратной связи как путь совершенствования педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения 28
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ: 31
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
  • ЛИТЕРАТУРА 35
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 38
  • ВВЕДЕНИЕ
  • XX столетие человечество завершает, осознав фундаментальную значимость образования как чрезвычайно важного социального института, определяющего состояние, эволюцию и перспективу каждой страны, народа, поколения, личности. Такой подход получил отражение и в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», согласно которой отечественное образование призвано решать целый комплекс основных задач. Проблеме преемственности посвящено значительное число исследований философов, педагогов, психологов, социологов.
  • Философский аспект преемственности раскрывается в трудах Гегеля, Э.А. Баллера, А.М. Минасяна, П.В. Алексеева, А.В. Панина и др. В педагогическом аспекте наибольший практический интерес вызывает идея «сквозных» проблем преемственности от дошкольных учреждений до вуза, высказанная в работах Г.Н. Александрова, Ю.А. Кустова, М.И. Махмутова и др. Она нашла свое отражение во взглядах американского исследователя Д. Хейса, который показал, что состояние, развитие и выживание любых систем определяется свойствами реально существующих замкнутых колец связей. В.Н. Зайцеву принадлежит разработка педагогического варианта кольца замкнутых связей, известного в литературе под названиями «кольца ускорения», которое по своей дидактической сути является основой преемственности и выживания системы образования.
  • Анализ современной психолого-педагогической литературы, изучение реального состояния обученности, воспитанности учеников констатируют нарушение преемственности между всеми ступенями образования.
  • Противоречие между осознанием жизненной важности преемственности и неудовлетворительным ее состоянием в системе образования возникло из-за несовершенства системы управления, из-за сложности реализации обратной связи при управлении многофакторными системами. До сих пор крайне не упорядочены процессы отслеживания и обработки собранной информации; предлагаемые школам рекомендации не опираются на реальные закономерности и на результаты диагностики; их реализация, как правило, недостаточно технологична. Названное выше противоречие является основным и порождает множество вторичных противоречий, касающихся состояния преемственности между отдельными ступенями системы образования. Это определяет актуальность данного исследования.
  • Цель исследования - выявить наиболее эффективные методики распознавания и актуализации проблем процесса преемственности при переходе учащихся с первой на вторую ступень обучения.
  • Объект исследования - школьники 1 и 2 ступеней обучения.
  • Предмет исследования - содержание и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения.
  • На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
  • 1. Определить методологические основы содержания и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников на первой и второй ступенях обучения;
  • 2. Проанализировать современные концепции и практику обеспечения преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения.
  • Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения философии, педагогики и психологии о человеке как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о творчестве как сущностной характеристике человеческой деятельности, о самореализации как высшем уровне функционирования живых систем; о месте и роли творческой самореализации в эстетической деятельности младшего школьника; положения педагогической психологии о сущности и специфике эстетической деятельности младшего школьника; выводы педагогики об активизации образовательной деятельности школьников и активности самой личности школьника в процессе развития.
  • Методы исследования: изучение теории вопроса; изучение педагогического опыта; наблюдение над процессом воспитания; анализ продуктов деятельности учителя.
  • Опытно-экспериментальной базой исследования являлись учащиеся 1 и 2 ступеней обучения МОУ «Общеобразовательная школа № 15» управления образования администрации Губкинского городского округа.
  • Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных школ.
  • Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 26 источников.
  • Курсовая работа базировалась на трудах известных педагогов и психологов: Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого, И.В. Дубровиной, Л.С. Выготского, Г.В. Бурменской, Л.И. Божович и других.
  • I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ И ПРОБЛЕМ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 1 И 2 СТУПЕНЕЙ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность проблемы обеспечения преемственности в образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения

Образование - это специально организованная целенаправленная система воспитания и обучения. Человек получает образование на протяжении большого отрезка жизни. За это время проходит несколько этапов психологического становления личности. И, следовательно, отношение к образованию постоянно меняется.

Для становления личности ребенка самым большим временным пространством является школьное образование. На современном этапе основными целями образования является формирование способности к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, т.е. внутренние изменения личности.

Но личность может проявить себя только в деятельности, поэтому изменения касаются и ведущего вида деятельности на каждом возрастном этапе. Для школьников основной является учебная деятельность. И внутренняя связь всех этапов школьного образования является главным условием эффективности педагогического воздействия. Проблема преемственности в обучении должна рассматриваться не только с позиции непрерывности учебного материала, но и с позиции личностных и деятельных преобразований учеников.

В «школьном» периоде образования существуют три «болевых» точки учебного процесса: «запуск» первоклассников; адаптация пятиклассников; «выход» в старшей модуль. Каждый из этих этапов совпадает с определенным периодом психологического взаимодействия. [23,28]

Выделим ряд проблем преемственности: отсутствие механизма согласования целей и задач на различных ступенях обучения: несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума, недостаточный уровень психолого-педагогического адаптационного периода: несогласованность действии управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности. [22,24]

Переход из начальной школы в основную, по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе - один из труднейших периодов школьного образования. Пятиклассники - совершено особенные. Во многом - по духу своему, интересам, манере поведения - они близки к ученикам начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам. Т.е. пятиклашки «разрываются». Отсюда: снижение показателей обученности; снижение интереса к учебе; напряженные отношения между собой; повышенная тревожность; непредсказуемые реакции: отстранение от взрослых. [24,9]

Этот, некоторый, закономерный рубеж совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущего вида деятельности. И здесь, вопрос адаптации возникает очень остро.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи со сменой деятельности человека и его социального окружения. У пятиклассников изменяется социальное окружение (состав учителей, иногда - класса) и система деятельности (новая учебная ситуация). [24,10]

«Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptation -- приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его объяснение через период и определяют адаптацию как приспособление организма к условия среды. Выделяют три виды адаптации. Но нас интересует третий вид - адаптация к условиям обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в основной школе, это конкретно 5-6 к...

Другие файлы:

Технологическое образование школьников
Проблемы, тенденции и методика развития технологического образования школьников. Подготовка учителя технологии к занятиям. Содержание обучения школьни...

Создание электронного образовательного ресурса для дистанционного обучения школьников
Истоки, целесообразность, условия, применения дистанционного обучения в общем образовании. Структура, содержание электронного образовательного ресурса...

Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой
Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников. Концепция современных проблем образования. Специфика компьютерного обучения младших...

Идея наглядности в дидактике Коменского и в современном образовании
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского, принципы его диалектики, выражение мировоззрения и приемы обучения. Использование принципа наглядности...

Теория обучения
Сущность, движущие силы и логика процесса обучения. Содержание образования как фундамента базовой культуры личности. Современные модели, формы и метод...