Система профессионального педагогического образования на Ставрополье в конце XIX–начале XX веков
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
1. Становление системы профессионального образования в последней трети XIX - начале XX веков
1.1 Общие тенденции развития профессионального образования в России в последней трети XIX-XX начале вв.
1.2 Развитие профессионального образования на Ставрополье в конце XIX - начале XX вв.
2. Система подготовки учителей на Ставрополье в последней трети XIX - начале XX веков
2.1 Региональные особенности развития педагогического образования на Ставрополье
2.2 Организация учебного процесса
2.3 Содержание подготовки учителей
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
профессиональный образование ставрополь учитель
Введение
Актуальность. Профессиональное образование любого уровня - это объект сложных экономических и социокультурных отношений, причем ядром этих отношений является право каждого человека на образование. Следует подчеркнуть особо, что, хотя профессиональное образование и экономика теснейшим образом взаимно обусловливают друг друга, это все же разные социокультурные институты, сложившиеся для удовлетворения разных потребностей социума. Система профессионального образования хотя и включается как составное звено в экономическую стратегию государства, следует не только конъюнктуре экономики, но и традициям развития культуры общества, благодаря чему от одного поколения к другому передаются технологии деятельности, культурные нормы, ценности и одновременно инициируются социально-экономические изменения. Понять состояние профессионального образования в любой период развития общества можно, только при анализе общих социально-экономических факторов, включающих размещение, промышленности, региональных масштабов развития сельскохозяйственного производства, развития транспортных магистралей, уровня образования населения, научно-технического прогресса и т.д.
Изучение отечественной истории образования под углом зрения новых социально-экономических, педагогических и профессионально-технических задач приобретает в современных условиях общественную значимость и актуальность. Развитие России в последней трети XIX - начале XX веков характеризуется яркими событиями и глубокими переменами, переломными, противоречивыми процессами. Образование, в том числе и профессиональное, являлось одной из сфер самовоспроизводства общества. Оно выполняло и важную функцию опережающего обеспечения задач по изменению и реформированию общества. В то же время, в российском обществе накапливался и развивался образовательный, интеллектуальный, культурный, социальный потенциал, определяющий векторы новых направлений развития в профессионально-образовательной системе.
Для обновления современной образовательной системы, духовного возрождения прогрессивных отечественных традиций, необходим социально-исторический анализ формирования и развития профессионального педагогического образования, который представляет особый интерес, так как создаёт предпосылки для осмысления закономерностей этого процесса и одновременно даёт ориентиры для рефлексии контуров современной образовательной политики, эффективность которой зависит от понимания сущностных свойств её объекта - системы образования. Прежде всего, важно учесть, что образовательная политика носит исторический характер, поэтому необходим теоретический анализ с критическим осмыслением как позитивного, так и негативного опыта её различных аспектов. Определив содержание каждого из них с учётом уроков прошлого, можно выстроить оптимальную для личности и общества образовательную систему. Именно поэтому высокую научную и практическую актуальность имеет комплексное изучение и обобщение богатейшего отечественного опыта по формированию интеллектуального потенциала общества, составляющего одну из основных функций профессионально-образовательной системы. При этом нельзя забывать о критическом подходе к объекту исследования с выявлением факторов реализации образовательной политики государства, определяющей совокупность качественных изменений в подготовке профессиональных кадров в соответствии с меняющимися условиями не только в социально-экономической и социально-политической областях, но и в состоянии её культуры, науки, всей системы образования.
Знания о земской деятельности в создании разноуровневых профессионально-образовательных учреждений представляются весьма актуальным в современных социально-экономических условиях при обеспечении муниципализации и регионализации образования.
Исторические уроки прошлого и результаты научного исследования помогут восполнить пробелы современных научных достижений в подготовке высококвалифицированных кадров, решаемых профессиональной педагогикой как наукой и профессиональным образованием как её системным объектом.
Объект исследования - профессиональное образование в России в конце XIX - начале XX веков. Предмет исследования - система профессионального педагогического образования на Ставрополье в конце XIX - начале XX веков.
Целью данного исследования является изучение системы подготовки педагогических кадров в системе становления профессионального образования на Ставрополье в условиях модернизирующегося общества в последней трети XIX - начале XX веков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- провести краткий системный анализ общих тенденций развития системы профессионального образования в России в конце XIX - начале XX века;
- рассмотреть особенности развития профессионального образования на Ставрополье в конце XIX - начале XX веков;
- выявить специфику становления педагогического профессионального образование на Ставрополье в конце XIX - начале XX веков;
- дать общую характеристику организации учебного процесса в учебных педагогических заведениях на Ставрополье в конце XIX - начале XX веков;
- провести краткий системный анализ содержания подготовки учителей в учебных педагогических заведениях на Ставрополье в конце XIX - начале XX веков.
Хронологические рамки исследования - последняя треть XIX - начало XX в. (до 1917 г.), как и территориальные (в границах Ставропольской губернии) определены с учётом основной проблематики работы. Нижняя временная граница исследования - 1864 г.: проведение Александром II реформы образования, что привело к изменениям в формировании системы профессиональных учебных заведений. Динамичный процесс развития системы профессионального образования был прерван революцией и гражданской войной 1917 г. - верхняя временная граница исследования, завершающая целый период в российской истории.
В данной работе использовался широкий круг источников.
1. Законодательные акты, позволившие отследить процесс реформирования системы образования (Положение о Кавказском Учебном Округе и учебных заведениях, оному подведомственных от 18.12.1848, Постановление Ставропольской думы об открытии в городе Ставрополе музыкальных классов и выделении средств на их содержание , Положение о родительских организациях при средних учебных заведениях Министерства народного просвещения и др.).
2. Нормативные документы в области образования, дающие наиболее полное представление о структуре учебных заведений, содержании образовательных программ, требованиях к поступлению, и статусе выпускников учебных заведений (Устав общества для открытия и содержания среднего учебного заведения в г. Ставрополе-губернском, Правила и программы реальных училищ ведомства министерства народного просвещения, Учебные программы училища св. Александры и др.).
3. Делопроизводство различных образовательных учреждений, содержащее сведения состоянии учебных заведений, материально-технической базе, а также о проблемах и трудностях, возникающих в течение учебного процесса (Протокол заседания Педагогического Совета Ставропольской Ольгинской женской гимназии от 26 мая 1915 года, Таблица числа недельных уроков в Ставропольской Ольгинской женской гимназии на 1914-15 учебный год, Учебные программы гимназии св. Александры, содержимой благотворительным обществом св. Александры и др.).
4. Сборники и журналы съездов учителей, работников образования, педагогических курсов, которые дают представление о недостатках и противоречиях системы работы учебных, а также об уровне развития педагогической мысли. (Журналы собрания директоров и инспекторов народных училищ и директоров учительских семинарий Кавказского учебного округа, Педагогический съезд и т.д.)
5. Статистические источники как общероссийские, так и местные, при анализе которых можно сделать выводы об общих тенденциях развития образования (Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в Ставропольской губернии за 1883 год., Личный состав Кавказского учебного округа к 1 января 1905 г., Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию, Специальные учебные заведения мужские и женские по переписи 20-го марта 1880 года, Список технических и промышленных училищ, сельско-ремесленных и всякого рода профессиональных классов и отделений, учебных мастерских и классов ручного труда и т.д.).
6. Воспоминания современников, а также материалы периодической печати, использование которых позволило восстановить наиболее полную картину системы педагогического образования (Бунге Н.А., Забугин Н.П. Воспоминания, Ге Н. Киевская первая гимназия в сороковых годах, Никитин А. Из прошлого наших гимназий, Аксаков С.Т. Воспоминания и др.)
Историография. Различные аспек...
Становление и развитие футбола на Ставрополье в конце XIX - начале XXI веков: пути, опыт, проблемы
Предпосылки возникновения футбольных объединений в России в конце XIX - начале XX веков. Особенности становления футбола на Ставрополье. Ставропольски...
Становление и развитие футбола на Ставрополье в конце XIX начале XXI веков пути опыт проблемы
История становления и развития системы высшего физико-математического образования на Ставрополье 1930-1960 гг.
Становление высших учебных заведений на Ставрополье и организация учебно-воспитательной работы. Первые научные исследования на Ставрополье по физике и...
Становление и развитие футбола на Ставрополье в конце ХІХ - начале ХХІ вв пути опыт проблемы