Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Проблемы и перспективы школьного экономического образования. Организационные формы проведения занятий и виды активных методов профильного обучения. Разработка и апробация системы уроков по теме "Семейный бюджет" в практике преподавания экономики в школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический Университет»

Факультет художественного образования, технологии и дизайна

Кафедра технологии и предпринимательства

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ: РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ

Студентки 5 курса:

Васько Валентины Федоровны

Научный руководитель:

Гайнутдинов Р.К. д.ю.н., доцент

МУРМАНСК

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Проблемы и перспективы школьного экономического образования

1.2 Задачи и содержание экономического образования школьников

1.3 Особенности школьного экономического образования в профильном обучении

1.4 Организационные формы проведения занятий и виды активных методов обучения при изучении экономики в школе

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» В ПРОФИЛЬНОМ КЛАССЕ

2.1 Анализ учебных программ школьных курсов экономики

2.2 Раздел «Семейный бюджет» в системе экономических знаний

2.3 Методика преподавания темы «Семейный бюджет» и разработка системы уроков для профильного класса

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

3.1 Констатирующий эксперимент по выявлению знаний в области экономики у обучающихся профильного и базового уровней

3.2Формирующий эксперимент. Апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет»

3.3 Количественная и качественная обработка полученных данных по результатам экспериментов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

преподавание экономика школа обучение

Нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог не подчиниться ее законам. Экономика - это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное - открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

Сегодня экономическое образование является неотъемлемой частью общего среднего образования и приобретает всё большее значение для успешного развития современного общества. Это обусловлено тем, что жизнь требует от каждого из нас овладения экономической культурой. Знание законов и принципов экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать правильные хозяйственные решения. В правительственной программе развития страны до 2010 года экономическое и правовое образование в школе названы в числе главных приоритетов [9]. Благодаря целенаправленному обучению, подрастающее поколение получает возможность войти во взрослую жизнь в качестве всесторонне образованного человека и гражданина, с достаточно адекватным представлением об окружающем мире.

Экономическое образование всё прочнее утверждается в стенах российской школы и направлено на формирование профильного мышления, экономической культуры, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в экономической деятельности, умение анализировать причины экономических событий и явлений, происходящих в стране.

Во многих школах ведётся преподавание экономики как отдельного предмета, который вводится, как правило, в старших, реже в средних классах, и совсем редко в младших классах. Это позволяет создать некий базовый уровень экономической грамотности для ориентации обучающихся в окружающем мире, так как жизнь в условиях рыночной экономики требует даже от школьников усвоения элементарных экономических понятий и приобретения рыночных навыков поведения.

В преподавании экономики в общеобразовательных учреждениях накоплен определенный опыт, разработано информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, развернуты программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей экономики. Большой вклад в разработку учебно-методической литературы по школьным курсам экономики внесли И.В. Липсиц, Б.А. Райзберг, И.В. Ермакова, Е.В. Савицкая, С.И. Иванов и др. Вопросы развития экономического образования в организации профильного обучения в школах на современном этапе получили широкое освещение в работах С.А. Белозерова, Е.Н. Землинской, С.С. Кравцова, Н. Левиной, И.А. Сасовой, С.Н. Рягина и др. [3; 5; 11; 14; 15; 25; 27].

В центре мира экономики стоит человек, семья. Поэтому жизнь семьи постоянно привлекает пристальное внимание экономической науки. Ведь происходящие в домашней мини-экономике процессы оказывают огромное влияние на национальную экономику в целом.

Актуальность выбранной нами темы дипломной работы «Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе» обусловлена необходимостью приобретения в средней школе теоретических знаний и практических навыков, необходимых для ориентации и существования в современном рыночном мире, создания основ для дальнейшего изучения экономики в ВУЗах, развития экономического мышления и предпосылок правильного ведения домашнего хозяйства.

Целью исследования является разработка и апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет» в практике преподавания экономики в школе.

Для достижения поставленной в дипломной работе цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить и проанализировать научно-педагогическую, учебно-методическую и учебную литературу по теме исследования;

- проанализировать имеющийся педагогический опыт экономического образования в школе;

- разработать систему уроков по теме «Семейный бюджет» для обучающихся 11 профильного (экономического) класса;

- провести педагогический эксперимент по апробации разработанной системы занятий.

Объект исследования: преподавание темы «Семейный бюджет» в классе экономического профиля при изучении экономики.

Предмет исследования: процесс разработки и апробации системы уроков по теме «Семейный бюджет» в курсе экономики для старшеклассников.

Гипотеза исследования: если в процессе преподавании темы «Семейный бюджет» в курсе экономики применять активные методы обучения, информационные технологии и практико-ориентированные задания, то это позволит повысить качество знаний, усилить интерес обучающихся к изучаемой теме.

Для решения поставленных задач, доказательства выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, моделирование.

эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов.

Теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что подробно рассмотрены подходы к экономическому образованию в профильном обучении старшеклассников, освещены понятия, проблемы, сущность преподавания темы «Семейный бюджет» в школьном курсе экономики.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что результаты исследований и методические разработки могут быть использованы для организации учебного процесса по экономике в профильном образовании.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Проблемы и перспективы школьного экономического образования

Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества - с нравственными.

Содержание экономического образования в современной школе определяется предметом экономики как науки. В настоящее время экономику принято относить к социально активным дисциплинам, которые не только дают обучаемому теоретические знания о мироустройстве, но и характеризуют последнее, прежде всего, с поведенческой стороны общества, социальной группы, отдельной личности.

Экономическое образование - это личностно-ориентированные виды образовательной деятельности, направленные на формирование научных и практических экономических знаний,...

Другие файлы:

Семейный бюджет, источники его формирования
Семейный бюджет: общее понятие, типы. Совместный, раздельный бюджет. Распределение денежных средств для семейного бюджета. Учёт семейных доходов и рас...

Методика преподавания наречий и слов категорий состояния в школе
Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе. Наречие и слова категории состояния как части речи, особенности методики их преподавания в об...

Семейный бюджет, источники его формирования
Семейный бюджет: сущность, виды, функции. Структура семейного бюджета как росписи доходов и расходов. Особенности источников, планирования и формирова...

Как правильно составить семейный бюджет, или Кто положил деньги в тумбочку
В книге раскрываются основные секреты управления личными финансами, которые так необходимы простому человеку, который хочет обеспечить себе жизнь, пол...

Исследование и компьютерная реализация экономико-математической модели зависимости поступлений в бюджет от величины налоговой ставки
Эффективность налоговых ставок. Кривая Лаффера и её приложение к экономике РФ. Математическая модель зависимости поступлений в бюджет от величины нало...