Русский язык как учебный предмет в коррекционной школе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
1
Оглавление
- Введение
- Глава I. Теоретическая часть: анализ литературы по исследуемой проблеме
- 1.1 Методика русского языка в коррекционной школе
- 1.2 Русский язык, как учебный предмет в коррекционной школе
- 1.3 Этапы обучения русскому языку в коррекционной школе
- 1.4 Особенности усвоения грамматики и правописания умственно-отсталыми учащимися
- 1.5 Обучение грамматике и правописанию в коррекционной школе в период со 2-го по 4-ый классы
- 1.6 Методики обучения школьников младших классов по языковой теме "Звуки и буквы" на примере изучения различия звонких и глухих согласных звуков
- 1.7 Изучение морфологических написаний звонких и глухих согласных в конце и середине слова
- Глава II. Практическая часть: проведение педагогического эксперимента и анализ его результатов
- 2.1 Описание методики
- 2.2 Результаты и выводы
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения
Введение
Учащиеся с отклонениями в развитии испытывают особые трудности при обучении, в частности при изучении русского языка. Это диктует необходимость разработки специфических методов обучения таких детей, отличных от тех методик, которые используются в обычных школах. При этом используются различные дидактические игры, загадки и тому подобные способы, направленные на лучшее усвоение детьми изучаемых понятий и развитие у них интереса к русскому языку.
Это направление не теряет своей актуальности. Постоянно ведутся исследования, направленные на разработку новых подходов и методов преподавания в коррекционной школе различных дисциплин, в том числе русского языка. Показательны в этом отношении работы А.К. Аксеновой, В.В. Воронковой, методические разработки красноярских педагогов и т.п.
Предметом исследования является процесс изучения русского языка в младших классах коррекционной школы.
В рамках настоящей работы на основании анализа имеющейся научно-методической литературы была сделана попытка отыскания наиболее оптимальной на взгляд автора методики преподавания этого предмета, и именно это является целью нашего исследования.
Гипотеза исследования: В настоящее время в нашей стране существуют различные методики преподавания тех или иных тем на уроках русского языка в коррекционной школе. Эффективность этих методик зависит не только от их непосредственной педагогической ценности, но и от различных специфических особенностей, включающих географические особенности регионов, этнический и религиозный состав населения, уровень материального обеспечения конкретной школы и т.д. В этой связи значимость проблемы сравнения достоинств и недостатков тех или иных методик не должна быть недооценена.
русский язык коррекционная школа
Задачи исследования, соответствующие этапам его проведения, можно сформулировать следующим образом:
Определить степень разработанности проблемы в теории и практике коррекционной педагогики;
Произвести сравнительный анализ и оценку методик используемых для преподавания русского языка в начальных классах коррекционной школы;
Выделить и апробировать на практике наиболее оптимальную на взгляд автора методику на примере конкретной темы (в нашем случае это "Звонкие и глухие согласные");
Сделать выводы об эффективности данной методики и рациональности ее практического применения в условия коррекционной школы города Норильска.
Методами настоящего исследования на различных его этапах явились анализ научно-методической литературы (первый этап) и проведение педагогического эксперимента (второй этап).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют углубить и расширить научное представление о специфике преподавания русского языка в младших классах коррекционных школ. Практическая же его значимость определяется проведением выделения и апробации конкретной методики преподавания с составлением заключения об ее эффективности и рациональности практического использования.
Глава I. Теоретическая часть: анализ литературы по исследуемой проблеме
1.1 Методика русского языка в коррекционной школе
Методика русского языка в специальной (коррекционной) школе, как и любая другая методика, относится к педагогическим дисциплинам. Она исследует цели, содержание, закономерности, принципы, методы и приемы обучения русскому языку умственно отсталых учащихся.
Еще в 50-е гг. нашего столетия было распространено мнение, что эта методика не является самостоятельной наукой. Она рассматривалась как прикладная часть педагогики. Основанием для такого подхода служила общность объектов исследования частных методик и педагогики: учебные планы, программы, учебники, организационные формы и закономерности обучения. В настоящее время убедительно доказано, что любая методика является самостоятельной наукой, так как имеет свой предмет исследования. Применительно к специальной методике русского языка таковым является процесс обучения умственно отсталых детей с целью формирования устной и письменной речи как средства общения, способа коррекции их познавательной деятельности, одного из условий нравственного совершенствования личности.
Что же касается общих с педагогикой объектов исследования, то частная методика рассматривает их с точки зрения конкретного учебного предмета. Например, олигофренопедагогика выявляет и изучает общие положения реализации принципа научности и систематичности обучения в условиях вспомогательной школы. Специальная методика русского языка наряду с учетом этих положений опирается на законы лингвистики и психологии речи умственно отсталого ребенка. Все эти факторы в совокупности требуют особого, оригинального подхода к отбору учебного материала и его расположению в программе и учебниках. В результате принцип специальной дидактики конкретизируется, наполняется содержанием, которое вытекает из специфики учебного предмета.
Исходя из предмета исследования и целей обучения методика решает следующие задачи:
Определение основной направленности обучения русскому языку школьников с нарушенным интеллектом;
Установление объема и содержания учебного материала, доступного для умственно отсталых детей;
Выявление условий реализации общедидактических принципов при обучении русскому языку, разработка специальных методических принципов преподавания данного предмета;
Разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных методов и приемов обучения, системы упражнений, способствующих эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития учащихся специальной школы;
Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка.
1.2 Русский язык, как учебный предмет в коррекционной школе
Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20-50% учебного времени. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: "Обучение грамоте", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности", "Чтение и развитие речи", "Грамматика, правописание и развитие речи".
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку, как говорилось ранее, важнейшая цель уроков русского языка - формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.
В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. На специальных логопедических занятиях и непосредственно на уроках русского языка корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления. Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и правописанию.
Принимая во внимание неполноценность личного опыта школьников в любом виде деятельности, программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды, в течение которых у детей корригируют недостатки прошлого опыта, готовят учащихся к усвоению последующих разделов программы.
Умственно отсталые дети с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче - простые. Поэтому программа с 1-го по 9-й класс построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентрическое расположение материала дает возможность разъединять сложные грамматиче...
ГДЗ - Русский язык. 8
класс.
Скачать бесплатно ГДЗ, домашнюю работу, готовые домашние задания к учебнику
"Русский язык. 8 класс", Львова.
Домашняя работа по...
ГДЗ - Русский язык. 9
класс.
Скачать бесплатно ГДЗ, домашнюю работу, готовые домашние задания к учебнику
"Русский язык. 9 класс", Львова.
Домашняя работа по...
ГДЗ - Русский язык. 6
класс.
Скачать бесплатно ГДЗ, домашнюю работу, готовые домашние задания к учебнику
"Русский язык. 6 класс", Львова.
Домашняя работа по...
ГДЗ - Русский язык. 7
класс.
Скачать бесплатно ГДЗ, домашнюю работу, готовые домашние задания к учебнику
"Русский язык. 7 класс", Львова.
Домашняя работа по...
Русский язык. 2 класс. Учебник в 2-х частях
Учебник для 2 класса начальной школы рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в Федеральный перечень учебников. В...