Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Роль родного языка в развитии личности ребенка

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Характеристика основных этапов речевого развития ребенка. Периоды совершенствования в речи детей синтаксического строя предложения, его выразительности и интонации, морфологической оформленности слов. Правила и значение родного языка в развитии ребенка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

содержание

Введение

Роль родного языка в развитии личности ребёнка

Заключение

Список литературы

введение

Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка; и усваивает легко и скоро; в два-три года столько, что и половины того не может усвоить человек в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово!

К. Д. Ушинский

Язык является первейшей предпосылкой существования любой нации, важнейшим компонентом и носителем духовной культуры, основной формой проявления национального самосознания.

При помощи речевого общения человеком усваиваются духовные, культурные, морально-этические принципы своей семьи, своего народа. Этот процесс начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Уже на первом году жизни, у ребенка появляются первые признаки второй сигнальной системы, а это необходимый этап развития его мышления, т. к. человек мыслит словами, которые произносит вслух или проговаривает про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме.

Так развивается любой ребёнок, учащийся говорить.

Роль родного языка в развитии личности ребёнка

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Логос, 1993.

Развитие человека проходит следующие возрастные ступени:

- младенческий возраст;

- ранний детский возраст;

- дошкольный возраст;

- младший школьный возраст;

- подростковый возраст;

- юношеский возраст;

- зрелость. Куренёв О. В. Культура речевого этикета. - М.: Герда, 2001.

На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается определенными физическими размерами и строением (количественно) и определенными возможностями психики (качественно).

Развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально-волевой сферы (чувств, воли).

Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали их в человеческое общество, то всегда оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совершенно не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.

Например, один ученик школы, родившийся в семье железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде и воспитывавшийся в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной, которая в силу своего недуга не могла реагировать на речевые действия внука, оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить его речь не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик родился с предпосылками для нормального развития, но отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект ребенка не развился. Абрашитова Ф. Г. Роль родного языка в будущей жизни ученика. - М.: Россмен, 2003.

Воспитатель обязан помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Логос, 1993.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Трубникова О. К. О роли родного и государственного языков в развитии личности ребёнка. - М. Мысль, 2004.

Объем речевых навыков у детей разных возрастов

В доречевой период своего развития малыш криком и так называемыми предречевыми голосовыми реакциями выражает различные желания: «Хочу есть», «Не хочу лежать в мокром» и т. д. Разнообразные интонации свойственны крику ребенка уже в первые недели жизни; с ростом ребенка они становятся все выразительнее и смысл их начинают понимать не только мать, но и другие, связанные с ребенком лица. Следовательно, крик ребенка выполняет определенную коммуникативную функцию (функцию общения).

С полуторамесячного возраста малыш пытается артикулировать звуки речи. Конечно, вначале это еще только предречевые голосовые реакции: гуление, свирель, лепет, модулированный лепет.

Существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций.

Процесс эмоционального общения с ребенком в этот период носит характер игры: взрослый и ребенок попеременно повторяют друг друга, подражают друг другу - если взрослый улыбается, ребенок тоже улыбается.

Но вот наступает время (между 10-12 месяцами), когда ребенок, модулируя слог, не просто играет, а вкладывает в него определенный смысл. Этот слог принадлежит какому-либо слову:

- Ки… - говорит он, указывая на кошку, и смотрит в лицо взрослого, ожидая подтверждения.

- Киса, - откликается взрослый. - И ребенок удовлетворенно повторяет:

- Ки.

Ребенок заговорил. Его первые «слова» - это ударные слоги знакомых ему слов: «ка» (каша), «толь» (стол), «па» (платье), но обозначают эти слоги даже не слова, а целые предложения («ка» - это и «Толя ест кашу», и «каша в бутылочке», и «бабушка варит кашу»).

В развитии речи от года до семи лет наблюдаются такие периоды: Федоренко Л. П., Фомичёва Г. А., Лотарев К. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1977.

I. Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней:

- 1 год 3 мес. - 1 год 8 мес. Произносятся однословные предложения-слоги,

- 1 год 8 мес. - 1 год 10 мес. Произносятся предложения из нескольких слов-слогов;

II. Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения:

- 1 год 10 мес. - 2 года 1 мес. В предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неп...

Другие файлы:

Роль семьи в формировании и развитии личности. Особенности личности ребенка
Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения роди...

Семейное воспитание и его роль в развитии ребёнка
Психолого-педагогическая характеристика современной семьи. Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Участие бабушек...

Детские психотравмы: как не навредить своему ребенку
Определение степени эмоциональной восприимчивости ребенка. Природа эмоциональных воздействий и виды психологических травм. Роль стрессов в развитии ли...

Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста
Язык как форма существования сознания, неразрывная связь языка и мышления. Методологические характеристики языка и речи. Родной язык как средство умст...

Семейные отношения и формирование личности ребенка
Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа во...