Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Ринолалия

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Теоретические основы изучения ринолалии у детей, характеристика ее основных форм. Особенности психического развития детей с нарушением речи, методология коррекционного воздействия. Оценка эффективности логопедической работы по устранению ринолалии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего профессионального образования

Отделение «Логопедия»

Курсовая работа на тему: «Ринолалия»

Выполнила: Пилинцова Н.

Проверила:

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения ринолалии у детей.

1.1 Основные формы ринолалии.

1.2 Психическое и речевое развитие детей с ринолалией.

Глава 2. Экспериментальное изучение ринолалии: коррекция ринолалии.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность исследования. Тема нашей курсовой работы имеет особую актуальность в настоящее время. Это объясняется, главным образом тем, что детей, страдающих различными речевыми отклонениями, становится все больше. Соответственно, необходимо развивать методологический аппарат коррекционного воздействия на данную категорию детей.

В нашем исследовании мы затронули такую речевую патологию, как ринолалия

Ринолалия-- нарушение тембра голоса и произношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию измененного назализованного тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого нёба, боковой и задней стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и от беглости речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное -- при с, обычно в 6--7 раз сильнее, чем при а. При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Проблемой изучения ринолалии занимались такие известные ученые, как: М. Немчинова; В. М. Мессина; Г. В. Кручинский; Ю. М. Вернадский; Н. И. Каспарова; Б. Я. Булатовская и другие.

Проблема малочисленности знаний о ринолалии, многочисленные проблемы при коррекции данного нарушения и при дифференциальной диагностике определяют тему нашей курсовой работы: « Ринолалия»

Цель исследования заключается в рассмотрении понятия ринолалия, существующих ее форм и возможных путей коррекции данного нарушения.

Объектом исследования является заболевание - ринолалия

Предметом исследования является понятие ринолалии, ее формы и способы коррекции нарушения

Глава 1. Теоретические основы изучения ринолалии у детей

1.1 Основные формы ринолалии

Открытая ринолалия

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.

Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального исследования. Самый простой -- так называемая проба Гутцмана. Ребенка заставляют попеременно повторять гласные а и и, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы.

При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно и, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.

Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо, другую в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно у и и, слышится сильный гул. При произнесении длительных ф, с, ш ощущается дуновение или хрипловатый звук.

Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

Одна из функциональных форм -- «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза. Возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба.

Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Органические причины могут быть приобретенными или врожденными.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого нёба.

Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др. Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.

Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны.

Расщелина лица -- это пороки сложной этиологии, т. е. мульти-факторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона (Е. М. Немчинова, 1970; В. М. Мессина, 1971; Г. В. Кручинский, 1974; Ю. М. Вернадский и соавт.), а также биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для повреждения верхней губы и нёба является 7--8-я неделя эмбриогенеза.

Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей микропризнаки расщелины губы и нёба: борозда на нёбе или язычке мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н. И. Каспарова, 1981).

У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдении и лечении.

В настоящее время принята следующая классификация.

Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

Полная расщелина. В раннем возрасте применяется хирургическое лечение и в случае необходимости ортодонтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи.

Врожденные расщелины нёба:

1. расщелины мягкого нёба, которые бывают скр...

Другие файлы:

Ринолалия, ее формы
Ринолалия как нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Основные формы ринолали...

Ринолалия, характеристика нарушения, причины возникновения, симптоматика
Пороки развития лица и челюстей. Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба. Основные причины возникновения ринолалии. Основные прич...

«Ринолалия в зарубежной логопедии»

Ринолалия (гнусавость, палатолалия)
Расстройство звукопроизношения как результат излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости в процессе речи. Причины открытой, закрытой...

Педагогическая помощь детям с нарушениями речи
Биологические и социально-психологические причины речевых нарушений. Виды расстройств речи: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание...