Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Речевое поведение современного подростка в ситуациях вынужденного общения

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Оценка сформированности устной и письменной речи учащихся. Основные трудности, возникающие у учеников при ответе на контролирующие вопросы. Практические рекомендации по формированию речевого поведения подростков в ситуациях вынужденного общения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Вынужденное общение в применении к подростку - это коммуникация в школе, точнее коммуникация с учителем, школьная (образовательная) коммуникация.

Это социально непаритетная коммуникация: учитель имеет социальную власть (впрочем, такой же властью обладает начальник в отношении подчиненного, офицеры в отношении солдат, чиновник в отношении просителя).

Непаритетность образовательной коммуникации связана как с возрастной дистанцией различных субъектов образовательного процесса, так и с жесткой непаритетностью их ролевых позиций. Объясняется это прежде всего тем, что в рамках образовательного пространства ситуации контактного взаимодействия чаще, пожалуй, чем в какой-либо другой сфере общественной жизни, демонстрируют достаточно острое статусно-ролевое противостояние субъектов совместной деятельности [Психология отношений межличностной значимости, 2006: 3].

Позиция «сверху» считается сильной позицией, однако считается, что имитация педагогом слабой позиции (т. е. использование таких форм взаимодействия, как вопрос, совет, просьба) является более эффективной для образовательной коммуникации. [Instructional Communication] Постоянное подчеркивание своей позиции «сверху», напротив, создает социальный барьер, поскольку коммуникация строится на принципах авторитарности.

Само по себе использование термина «коммуникация» для школьного общения предполагает, что в этом процессе происходит не столько воздействие одного коммуниканта на другого, сколько их речевое взаимодействие. Однако, как показывает практика, общение в системе «учитель - ученик» строится отнюдь не на принципах кооперации и соблюдения паритетности, а на принципах долженствования и предопределенной «правильности» - ученик должен дать правильный, то есть удовлетворяющий ожиданиям учителя ответ. Более того, общение с учителем в школе это не только особый тип коммуникации, но и особый тип социальной интеракции [Базжина, 2009, с. 289]

Коммуникативное поведение учителя является важной частью преподавания и во многом определяет успех в обучении [Schaefer 1990: 4]. Исследования в данной области дают возможность пересмотреть и глубже понять аспекты, связанные с системой коммуникации «учитель - ученик».

Предметом исследования является речевое поведение учащихся в коммуникации «учитель - ученик».

Объектом исследования являются языковые и коммуникативные средства, а также речевая продукция учащихся при письменных и устных ответах на контролирующий вопрос учителя.

Материал исследования: собранные автором работы корпуса устных и письменных ответов учащихся колледжа (возраст 15-17 лет) .

Цель дипломной работы: оценить сформированность устной и письменной речи учащихся и разработать практические рекомендации по формированию речевого поведения подростков в ситуациях вынужденного общения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач :

проанализировать специфику речевого поведения учащихся в ситуациях устного и письменного ответов;

описать основные трудности, возникающие у учащихся при ответе на контролирующие вопросы и оценить степень владения родным языком учащихся (в возрасте 15 - 17 лет);

вычленить особенности и наметить предложения по формированию ответной речи учащихся. речевое поведение учитель ученик

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в социуме активно обсуждается вопрос недостаточного владения родным языком, языковых, речевых, коммуникативных сложностей, возникающих у молодых носителей русского языка.

Теоретическая значимость исследования видится в том, что практически нет собственно лингвистических работ, описывающих особенности речевого поведения подростков в ситуациях вынужденного общения, особенности их устной речи и письменной коммуникации. Настоящая дипломная работа позволит отчасти заполнить эту лакуну.

Практическая ценность исследования. Описание устных и письменных ответов учащихся позволяет дать преподавателям и учителям рекомендации по созданию оптимальных условий для формирования у подростков связной и осмысленной речи на родном языке.

Основное содержание дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

В первой главе обсуждаются работы, послужившие теоретическим основанием настоящего исследования. Они затрагивают вопросы сфер общения подростков, программирование речи относительно моделей порождения речи, а также описывают позицию «учитель - ученик» с точки зрения коммуникативной ситуации.

Во второй главе дается описание корпуса устных ответов учащихся и обсуждаются основные ошибки, характерные для устной «подготовленной» речи подростков.

В третьей главе дается описание корпуса письменных ответов учащихся и обсуждаются основные сложности, возникающие у подростков.

В заключении дипломной работы приводятся основные выводы, отражающие решение поставленных задач и перспективы дальнейшего исследования.

Библиография состоит из __ наименований различных работ по данной тематике.

Глава I. Теоретические основания описания специфики речевого поведения школьников

1.1 Сферы общения подростков

Подростки функционируют в нескольких коммуникативных стереотипных ситуациях (сферах) - группа, семья, профессиональная деятельность (школа).

В своем поведении, в том числе речевом, школьник-подросток как конкретная языковая личность вынужден приспосабливаться к разным групповым требованиям. Безусловно, подростковая субкультура существует, она может быть различной направленности, то есть либо опираться, либо не опираться на родительские убеждения, а потому, как пишет Ф. Райс, «большинство современных подростков одновременно является смущенными юнцами в мире взрослых и относительно уверенными в себе, осознающими свой статус членами группы сверстников». [Райс Ф., 2010, с. 27]. Функционирование во «взрослой» культуре и в подростковой субкультуре связано с таким феноменом, как переключение кода. Школьник-подросток в различных коммуникативных ситуациях и в соответствии с речевыми требованиями конкретных малых социогрупп использует разный набор речевых форм, средств (литературный язык, разговорную речь, обиходно-бытовую речь, просторечие, жаргон, сленг и т.д.)

Так, в семье школьник, как член семьи, использует лексический код, выражающий принятую систему речевого общения в данной семье - то, что называют «домашний» язык, или «ойколект». Обычной формой общения в семье является устная разговорная речь, более или менее приближенная к литературной речи, или просторечие, регионально окрашенная речь (в зависимости от социального происхождения, образования, уровня культуры членов семьи). Типов семейного общения множество: это зависит от взаимоотношений в семье, ролевых параметров членов семьи и т.п. Нередко встречается и инвективный тип семейного речевого общения, т.е. агрессивные формы общения с использованием оскорбления, угроз, брани (чаще проявляющийся в недружных семьях), что, безусловно, находит свое отражение в собственной речи подростка. Каждый учитель понимает, что ученический контингент формируют дети из семей с различными типами речевого общения и что правила речевого поведения формируются в семье и впоследствии проецируются на иные сферы коммуникативного общения. Но цель школьного и профессионального обучения отчасти и в том, чтобы сформировать у учащихся принятые и одобряемые в данном социуме нормы публичного пользования языком и достаточные компетенции.

Общаясь в кругу друзей, приятелей, сверстников, школьник-подросток переключается на другой код, с использованием лексических средств сленга или жаргона. Общение в учебной группе, в классе (в ситуациях, возникающих в рамках учебно-воспитательного процесса) требует использования литературной речи или её профессионально окрашенного варианта. Общение в классе, в аудитории предполагает использование именно такого языкового регистра. В настоящей работе рассматривается лишь тот вид общения, когда подросток обязан ответить на вопрос учителя. При этом он должен не только использовать литературную форму речи, но и сформулировать ожидаемый учителем ответ.

Отсутствие стремления к сотрудничеству в педагогической коммуникации является отклонением от принципа кооперации Г. П. Грайса [Грайс, 1985].

Г. П. Грайс за основу успешной коммуникации принимает соблюдение принципа кооперации, суть которого в следующем: каждая реплика коммуниканта должна соответствовать общему направлению коммуникации и принятым целям речевого обмена. Иными словами, собеседники должны стремиться к сотрудничеству. Принцип кооперации Г. П. Грайса реализуется в виде правил, или максим, которые могут быть сгруппированы в 4 категории:

Категория Количества (информативности) представлена максимой «Говори столько, сколько необходимо, не больше и не меньше».

Категория Качества (истинности) - максимами «Не говори того, что для тебя заведомо ложно», «Не говори того, что ты не можешь подтвердить веским доказательством».

Категория Отношения (релевантности) - максимой «Говори то, что уместно».

Категория Способа (ясности выражения) - максимами «Избегай непонятных выражений», «Избегай двусмысленности», «Будь краток», «Будь упорядочен» [Грайс, 1985: 217-237].

Кроме принципа кооперации, представленного четырьмя категориями максим, Г. П. Грайс выделяе...

Другие файлы:

Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками
Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения подростка со взрослыми. Стили родительского общения и воспит...

Речевое поведение радиоведущих
Адресат в теории речевых актов. Речевой акт, его сущность и структура. Речевая деятельность и речевое поведение как составляющие речевого акта. Анализ...

Коммуникативное поведение немцев и русских в этикетных ситуациях общения
Нормы, правила и традиции общения лингвокультурной общности в коммуникативном поведении. Вербальные и невербальные компоненты общения немецкой и русск...

Особенности общения девиантных подростков
Изменение вкуса к одежде и образу жизни подростка. Девиантное поведение как система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы...

Влияние стиля семейного воспитания на поведение подростка во фрустрирующих ситуациях
Психологические особенности подросткового возраста. Сущность семьи, ее влияние на формирование личности. Условия возникновения и проявления фрустрации...