Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции

Тип: диссертация
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Структура системы образования Франции. Организация администрации, финансирование системы. Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса. Содержание и реализация реформы LMD. Реакция академического сообщества на реформы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции

Введение

Актуальность темы исследования

Проблемы развития высшей школы приобрели в настоящее время особую значимость. Это связано с возрастанием роли высшей школы в общественном развитии, что обусловлено изменением ее социальных функций в условиях начавшегося во второй половине XX в. развертывания постиндустриального общества. Прежде всего, речь идет об изменении образовательной функции - в настоящее время высшая школа является не только институтом по подготовке экономической, политической, культурной и научной элиты общества, но также одним из основных институтов по формированию адекватного постиндустриальному обществу человека - гражданина и профессионала. Существенно повысилась значимость научной и информационной функций высшей школы, что обусловлено возрастанием роли научного знания в общественном развитии и стремительным ростом общественного информационного фонда, а стало быть, необходимостью в формализации и обогащении этой информации.

Другим следствием развертывания постиндустриального общества является усиление интеграционных процессов в региональном масштабе. Наибольший интерес в данной связи представляет европейский регион, где начавшиеся в конце 1940-х годов интеграционные процессы имеют наиболее интенсивный характер и затрагивают все сферы общественной жизни. В сфере высшего образования это находит выражение в Болонском процессе, начавшимся в 1999 г. Интерес к Болонскому процессу обусловлен тремя обстоятельствами. Во-первых, он является уникальным опытом синхронизированного и единонаправленного реформирования сферы высшего образования в региональном масштабе; во-вторых, он отражает новейшие тенденции в развитии высшей школы европейских стран и является, по оценке группы российских экспертов, магистральной линией развития высшего образования в современной Европе «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М., 2005. с. 10.; в-третьих, он представляет собой один из процессов европейской интеграции, причем, достаточно специфический, так как участие политических органов Европейского Союза в его развертывании незначительно, основными же действующими лицами выступают министры образования европейских стран и представители академической среды.

Европейские страны входят в Болонский процесс с разных стартовых позиций, что связано с многообразием систем высшего образования в Европе. Это делает актуальной задачу изучения особенностей участия этих стран в Болонском процессе. В данной связи значительный интерес представляет Франция. Она является инициатором Болонского процесса, а так же одной из первых стран, приступивших к реформам своей высшей школы в рамках процесса. Кроме того, высшая школа Франции является одной из крупнейших на европейском континенте - там обучаются свыше 2 200 тыс. студентов Les йtudiants // Repиres et rйfиrence statistiques. 2005. p. 169.,

http://www.education.gouv.fr/stateval/rers/rers2005.htm, ежегодно выпускается около 10 тыс. докторов наук Les йtudes doctorales // http://www.education.gouv.fr/sup/formation/etdoctorales.htm.

В практическом плане интерес к реформам высшей школы в рамках Болонского процесса вызван тем, что в сентябре 2003 г. министр образования России (1998 - 2004) Владимир Филиппов подписал ключевой документ Болонского процесса - Болонскую декларацию, - в результате чего Россия присоединилась к процессу. В связи с этим представляется необходимым детально изучить зарубежный опыт реформирования высшей школы в рамках Болонского процесса.

Историография

Поставленная в настоящей работе проблема изучена в отечественной историографии недостаточно. Это связано с тем, что реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса в настоящее время только разворачиваются, и они еще не успели стать объектом внимания исследователей. Собственно говоря, внимания заслуживают только две работы: информационный бюллетень исследовательского центра ОЭСР-ВШЭ, посвященный системе высшего образования Франции, Обзор систем высшего образования стран ОЭСР. Система высшего образования во Франции. М.: Центр ОЭСР - ВШЭ. 2004.,

http://www.oecdcentre.hse.ru/material/System%20of%20higher%20education%20in%20Frances.zip и аналитический обзор «Формирование общеевропейского высшего образования. Задачи для российской высшей школы» Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. М., 2004., подготовленный экспертами Высшей Школы Экономики к одноименному семинару представителей российской академической общественности (ноябрь 2004 г.). Первая работа представляет собой общий обзор системы высшего образования Франции на современном этапе, некоторая часть которого посвящена изучаемым реформам высшей школы. В этой части коротко освещаются общие направления реформирования высшей школы Франции. Вторая работа является обзором Болонского процесса, имеющим целью не столько исследование процесса, сколько его изъяснение. Посвященные реформам высшей школы Франции фрагменты разнесены по нескольким параграфам работы. Фактически они являются компиляцией национального доклада Франции участникам Болонского процесса 2003 г. Об этом документе будет сказано ниже.

Реформам высшей школы Франции в рамках Болонского процесса были посвящены две работы на французском языке, которые были доступные автору. В 2004 г. была опубликована брошюра группы французских социологов, в которой коротко освещается содержание изучаемых реформ высшей школы, анализируется реакция французского академического сообщества и подводится итог социологического опроса, проведенного авторами, на предмет отношения студентов и преподавателей к реформам Becquet R., Brown E., Lemai E., Ponpon M.-R., Wolf C. La rйforme L.M.D. / Bordeaux: Universites des Bordeaux. 2004., http://www.sm.u-bordeaux2.fr/~wolf/Download/ReformeLMD.pdf. Другая брошюра представляет собой исследование двух парижских социологов, проведенное анкетным способом в трех университетах столицы Франции. В этой работе отражено текущее состояние реализации изучаемых реформ, при этом авторы предпочли уклониться от подведения итогов, обозначив только общий характер реформ и определив несколько проблем, с которыми столкнулись вузы в процессе реформирования.

Что касается высшей школы Франции, то она долгое время не изучалась в нашей стране по причинам политического характера. Первая обзорная статья, посвященная системе высшего образования Франции, вышла в 1968 г. из-под пера Б.Л.Вульфсона в «Педагогической энциклопедии» Вульфсон Б.Л. Франция // Педагогическая энциклопедия. М., 1968. с. 540-552.. В 1970 г. была опубликована фундаментальная монография Б.Л.Вульфсона, посвященная общеобразовательной школе Франции. В этой работе советский исследователь подробно изучил структуру образовательной системы, механизмы ее управления, проследил процесс развития школьной системы, уделив значительное внимание проблеме «школьного взрыва». Однако высшая школа была затронута в монографии лишь косвенно: Б.Л.Вульфсон изучил систему подготовки педагогов начальной и средней школы Вульфсон Б.Л. Школа современной Франции. М., 1970..

Высшая школа Франции стала объектом исследования С.А.Головко, заслуга которого состоит в постановке основных исследовательских проблем: соотношения элитаризма и демократии, финансирования вузов, содержания образования и потребностей рынка труда, доступа в вузы. Эти и другие проблемы были показаны С.А.Головко на богатом эмпирическом материале Помимо этого, исследователь осветил основные реформы высшей школы Франции в послевоенное время, сосредоточив основное внимание на реформе Э.Фора 1968 г. Головко С.А. Высшее образование Франции. Актуальные проблемы и противоречия. Минск, 1980.

В 1992 г. появилась диссертация В.М.Вдовенко. В диссертационном исследовании автор рассмотрел отдельные реформы высшей школы Франции, при этом особое внимание уделено взаимосвязи средней и высшей школы, а также аспектам, связанным с доступом молодежи в высшие учебные заведения Вдовенко В.М. Тенденции развития взаимосвязи среднего и высшего образования во Франции. Автореф. дис… канд. пед. наук. М., 1992. .

Проблеме реформирования системы высшего образования Франции была посвящена публикация Т.В. Мельник Мельник Т.В. Реформирование системы высшего образования Франции, Таганрог, 1999.. Исследовательница сосредоточила свое внимание на содержании реформ высшей школы Франции в 1960-1990-е гг. и общих направления развития системы высшего образования. По мнению автора, реформы имели целью реализацию идеи непрерывного образования, создание гибкой, вариативной системы высшего образования, повышение его качества Там же. с. 9-10..

Значительный вклад в исследование французской высшей школы внесла М.Р.Лисенко Лисенко М.Р. Реформирование высшего образования во Франции (80-90-е гг. XX века). Дисс… канд. пед. наук. М., 2002., которая изучила историю реформ высшей школы Франции 1960-1990 гг. Потребность в реформах высшего образования во Франции автор связала, главным образом, с НТР, модернизацией рынка труда, интеграционными процессами в Европе. М.Р.Лисенко выделила несколько этапов реформирования системы высшего образования Франции: 1960-е годы - этап закладывания основ современного высшего образования; 1970-е - 80-х гг. - этап модернизации системы управления высшего образования и совершен...

Другие файлы:

Предпосылки вступления Болонского процесса в Украину
Сфера высшего образования как одна из важнейших сфер развития евроинтеграции в современной Украине, место и значение Болонского процесса в данном напр...

Смысл и содержание Болонского процесса
Анализ содержания Болонского процесса и особенности становления европейского образовательного пространства в документах Совета Европы, Европейского Со...

Права и обязанности преподавателей в странах Болонского соглашения
Сущность и развитие Болонского соглашения. Основное содержание Декларации о европейском регионе высшего образования. Болонский процесс в России. Права...

Пролетаризация советской высшей школы (1918–1929 гг.)
Формы организации внеучебной деятельности советского студенчества, бытовые условия жизни и степень их влияния на процесс пролетаризации высшей школы в...

Этапы развития Болонского процесса. Болонская декларация
Современное образование как фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности. Развитие системы высшего профессионального образования Украины. Ист...