Реализация принципов психологической теории деятельности при изучении обыкновенных и десятичных дробей в 5-6 классах
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Дипломная работа
По теме:
«Реализация принципов психологической теории деятельности при изучении обыкновенных и десятичных дробей в 5-6 классах»
Введение
В настоящее время действуют стандарты образования, утвержденные в марте 2004 года. Согласно которому, изучение математики должно быть направлено на интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей. Стандарт основного общего образования по математике Однако вместо этого в детях зачастую развивается подражательность, что способствует к воспитанию исполнителей, испытывающих затруднения в случае необходимости принимать ответственные решения.
Одна из проблем существующей системы образования состоит, как нам кажется, в том, что в ее основе лежит, заложенный в советское время, императив подготовки человека знающего. Нам же кажется, что школа должна не только и не столько давать знания в готовом виде, сколько направлять деятельность детей на самостоятельную добычу знаний.
Идея деятельностного подхода в обучении математике не нова. Еще в конце прошлого века известный русский методист С.И. Шохор-Троцкий выступил как изобретатель нового метода - метода целесообразных задач - курс арифметики из систематически подобранных задач. Позже В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин разработали теорию обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Согласно которой учебный материал должен быть выстроен в соответствии с принципами систематичности и последовательности с позиции психологической теории деятельности.
Несмотря на то, что суть проблемного обучения известна в настоящее время очень многим, организация процесса обучения по-прежнему сводиться к предоставлению ученикам готовых знаний.
Особенно важна осознанная самостоятельная деятельность ученика при работе с трудным материалом, требующим от него достаточных усилий. Многие методисты и психологи отмечают, что наиболее сложным материалом курса арифметики является изучение дробей. Дробь представляет собой некоторое количество долей определенной величины. «Одновременное осмысливание количества и величины долей, осознание их отношения представляет для ребенка новую и сложную задачу», - утверждает Н.А. Менчинская. Действительно, дроби - это первый наиболее абстрактный материал, с которым сталкивается школьник в процессе обучения. И чаще всего, происходит механическое запоминание правил выполнения операций с дробями, без понимания природы этих операций.
Вместе с тем, прочное и качественное усвоение дробей имеет существенное значение не только для школьного курса математики в целом, поскольку весь последующий курс опирается на знание учащимися дробей, но и для последующей практической деятельности человека. Именно дроби и простейшие действия над ними - один из немногих разделов школьного курса математики, который непременно используется в деятельности человека не зависимо от приобретенной им специальности. Отметим также, что раздел «Дробные числа (положительные рациональные числа)» вносит существенный вклад в реализацию идеи развития понятия о числе - основном понятии школьного курса математики.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью организации учебного процесса по изучению систематического курса дробей с основой на принципы психологической теории деятельности.
Объектом исследования является процесс обучения арифметике в 5-6 классах средней школы.
Предметом исследования являются методические аспекты изучения дробей.
Целью исследования является анализ учебников федерального перечня в области построения систематического курса дробей. Критерием анализа является возможность реализации учебного процесса с позиции теории деятельности. Выявление проблемных мест в преподавании дробных чисел и разработка системы упражнений, уроков по соответствующим разделам.
В связи с этим перед нами были поставлены следующие задачи:
° изучение правовой, психологической и методической литературы по теме исследования,
° изучение возрастных особенностей младших подростков,
° анализ психологических причин возникновения трудностей при обучении дробям,
° выявление принципов теории деятельности в обучении математике;
° изучение генезиса методики преподавания дробей в русской школе,
° анализ учебников федерального перечня на соответствие принципам последовательности и систематичности и на возможность реализации поисково-эвристической деятельности учащихся,
° выявление «слабых» мест курса дробей;
° разработка систем упражнений и уроков по теме исследования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава I посвящена возрастным и психологическим аспектам обучения дробям в 5-6 классах. Возрастные особенности младших подростков рассмотрены нами на основе исследований Л.М. Фридмана и Д.Б. Эльконина. Исследованием психологических истоков возникновения затруднений и ошибок при изучении дробей занималась Н.А. Менчинская и вслед за ней З.М. Мехтизаде. Формулирование принципов психологической теории деятельности нам ближе с позиции, выраженной З.А. Решетовой.
В главе II раскрыто историческое становление методики преподавания дробей. Основными источниками являются исследования Н.В. Богомолова, В.П. Ведениной, А.В. Ланкова, а также непосредственно авторские методики преподавания арифметики Е.С. Березанской, В.М. Брадиса, В.А. Евтушевского, С.И. Шохор-Троцкого и других. Особое внимание уделяем тому, какие изменения претерпевает последовательность изучения обыкновенных и десятичных дробей в целом, и какие методические приемы использовались при изучении операций умножения и деления дробей, а также при введении десятичных дробей.
В пункте 2.2. приводится анализ изучения дробей по учебникам математики 5-6 классов, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе. Критерием анализа является реализация принципов психологической теории деятельности, выделенных в третьей части первой главы, а также соответствие возрастным и психологическим особенностям.
Глава III - посвящена разработке уроков по некоторым разделам курса дробных чисел.
В приложении приведен фрагмент Образовательного стандарта начального общего образования по математике.
1. Психолого-физиологические аспекты изучения дробей
1.1 Возрастные особенности младших подростков
Систематический курс дробей, согласно стандарту общего математического образования, входит в курс арифметики и изучается в 5-ом и 6-ом классах средней школы. В связи с переходом на четырехлетнее обучение в начальной школе и с тем, что в настоящее время еще до конца не урегулирован вопрос о возрасте ребенка, поступающего в школу, возраст учащихся 5-6 классов колеблется от 10 до 13 лет. Чаще этот период относят к подростковому возрасту, который несколько шире изучаемого нами периода, реже авторы психологической литературы выделяют рассматриваемый нами период отдельно, как младший подростковый [36, 37, 44]. Выделим особенности, присущие именно этому возрасту.
Младший подростковый возраст - это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания - основная физиологическая особенность возраста. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости.
Половое развитие неотделимо от общего, происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость [37, с. 76].
Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которым интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.
На первом этапе (пятые - шестые классы) активность половых желез отстает от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой - у них преобладают процессы возбуждения над торможением. Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей, сверстников, на происходящие события.
В тоже время они часто внешне безразличны к важным событиям, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки как бы погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для...
Десятичные дроби
Из истории десятичных и обыкновенных дробей. Действия над десятичными дробями. Сложение (вычитание) десятичных дробей. Умножение десятичных дробей. Де...
Формирование познавательной активности на уроках математики при изучении обыкновенных дробей в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Понятие правильных и неправильных дробей, смешанного числа. Значение изучения обыкновенных дробей в специальной (коррекционной) школе. Использование м...
Сложение и вычитание десятичных дробей
Уравнение в дробях количества знаков после запятой, выполнение сложения и вычитания, не обращая внимания на запятую. Практическая значимость теории де...
Методика изучения обыкновенных дробей на уроках математики в 5–6 классах
Основные понятия о дробях и смешанных числах. Определение свойств частного и дроби. Методические рекомендации и тематическое планирование уроков матем...
Из истории десятичных дробей
Обозначение десятичной дроби в разное время. Использование десятичной системы мер в Древнем Китае. Запись дроби в одну строку числами в десятичной сис...