Разработка сценария обучающей программы
Краткое сожержание материала:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии и педагогики
Курсовой проект
По предмету «Педагогика профессионального образования» на тему
Разработка сценария обучающей программы
Самара 2010
Содержание
- Введение
- 1. Понятие об обучающих программах. Достоинства и недостатки, проблемы существующих подходов к проектированию обучающих программ
- 1.1 Понятие об обучающей программе
- 1.2 Преимущества и недостатки обучающих программ
- 1.3 Основной недостаток существующего подхода к разработке обучающих программ
- 2. Типы обучающих программ
- 3. Психологические методы усвоения знаний, лежащие в основе обучающих программ
- 4. Рекомендации по применению психологических теорий усвоения
- 5. Элементы управления в сценариях обучающих программ
- 6. Технология создания мультимедиа курса
- 6.1 Стратегическое планирование
- 6.2. Проектирование ЭУК
- 6.2.1 Разработка модели темы, изучаемой в рамках курса
- 6.2.2 Разработка структуры курса
- 6.2.3 Определение метаданных объектов обучения
- 6.2.4 Разработка сценариев работы с ЭУК
- 6.3 Реализация ЭУК
- 6.3.1 Подготовка материалов для курса
- 6.3.2 Подготовка текстов
- 6.3.3 Подготовка статических иллюстраций
- 6.3.4 Создание мультимедиа
- 6.4 Тестирование ЭУК
- Заключение
- Список литературы
- Разработка сценария обучающего курса
- Введение
- В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.
- Применение мультимедиа в сфере образования ряда развитых западных стран уже идет достаточно успешно и имеет следующие направления: видеоэнциклопедии; интерактивные путеводители; тренажеры; ситуационно-ролевые игры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам, являющиеся обучающими системами с использованием искусственного интеллекта; исследовательское обучение при моделировании изучаемого процесса в аналоговой или абстрактной форме; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения -- виртуальная реальность (для изучения языка -- моделирование деловых переговоров на иностранном языке, моделирование положения на бирже при изучения экономических вопросов и т.д.);
- Конечно обучающая программа не может заменить человека-преподавателя, но оно не только может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, а в некоторых областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление, оно сыграет уникальную роль, которую мы сейчас не можем еще осознать в полной мере.
- Подводя итоги вышеизложенного можно отметить: проблема создания обучающих программ или курсов является актуальной. Объектом нашего исследования будет обучающая программа, а предметом - методика разработки сценария обучающей программы.
- 1. Понятие об обучающих программах. Достоинства и недостатки обучающих программ. Проблемы существующих подходов к проектированию обучающих программ
1.1 Понятие об обучающей программе
Необходимо заметить, что до сих пор не существует четкого определения обучающей программы или электронного учебника, равно как и нет общепринятого названия для компьютерных обучающих систем. В литературе встречаются самые разнообразные варианты названия и соответствующие им определения.
Т.С. Буторин дает следующее определение: “Электронный учебник” представляет собой сложный объект дидактического проектирования с использованием новых информационно-педагогических технологий”.
И.А. Калинин определяет электронное средство обучения как программное средство, содержащее некоторый материал по учебной теме или курсу и средства для проверки его усвоения. При этом изначально предполагается, что средство будет использоваться либо как дополнение к существующему учебнику (и проводимому бучению), либо выполняет задачи “репетитора”.
Н.И. Пак: “Электронный учебник - в большей степени инструмент обучения и познания, и его структура и содержание зависят от целей его использования Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель”. Особую значимость он приобретает при использовании в нелинейных технологиях и коммуникационных системах.
С.А. Христочевский “Электронный учебник - программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса или его большого раздела именно с помощью компьютера. ЭУ или курс обычно содержит три компонента: презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащихся”
А.В. Хуторской: “Электронный учебник - это такой учебник, который выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты”.
Таким образом, электронное средство обучения - это обучающая программная система комплексного назначения, которая обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную учебную деятельность, осуществляет контроль уровня знаний, а также обеспечивает информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные услуги при условии интерактивной обратной связи.(1/2/3/4/5)
1.2 Преимущества и недостатки обучающих программ
В основе учебных пособий часто лежит методика программированного обучения, что налагает определённые требования на структуру и методику обучения с использованием этих средств. С технической точки зрения, такие учебные средства часто имеют характер презентаций и строятся как наборы слайдов.
Такой подход не отвечает традиционному понятию учебника -- основного средства обучения. В нём из поля зрения пользователя практически полностью выпадают возможности, касающиеся поиска и анализа информации, не формируются навыки самостоятельной исследовательской работы, затруднена возможность варьирования содержания обучения. Построенные таким образом средства тяжело вносить в учебный процесс. (5)
Несмотря на неоспоримые достоинства, применение электронных обучающих средств не лишено определенных недостатков. В их числе недостатки, вызванные специфическими особенностями работы с информацией на электронных носителях (чтение с экрана менее удобно, чем с листа бумаги, вызывает повышенную утомляемость органов зрения, требует наличия соответствующих технических средств и т.д.). Гораздо более существенны недостатки, вызванные погрешностями в написании электронных учебников. Это выражается в отсутствии:
· учета психолого-педагогических требований;
· адресности (учета индивидуальных особенностей обучающегося, состояния его здоровья (например, инвалидности), профессиональной направленности в обучении и т.д.);
· унификации в использовании терминологии и обозначений;
· междисциплинарных связей и недостаточной преемственности материала;
· единого подхода к подбору иллюстративного материала.
Такая ситуация возникла вследствие того, что процесс интенсивного создания электронных учебников начался сравнительно недавно, и во многом он протекает стихийно, поэтому в коллектив разработчиков программных продуктов учебного назначения не всегда входят специалисты в области педагогики и психологии, эргономики, медицины и т.д.
Для устранения этих недостатков предлагается другой подход к построению электронных учебников, основанный на понимании электронного учебника как открытой информационной системы. При этом подходе основу учебника составляет собственно информационное наполнение.
Информационные системы - это совокупность тем или иным способом структурированных данных (базы данных) и комплекса аппаратно-программных средств для хранения данных и манипулирования ими.
В обучающей системе должны быть предусмотрены следующие типы модулей учебного материала:
· Текстовые. Основу в таких модулях составляет текст с гиперссылками на другие модули.
· Статические иллюстрации в различных графических форматах.
· Видео и аудио фрагменты.
· Программные модули расширения, (в виде стандартных библиотек DLL).
Для выполнения задач поиска в системе предусмотрен механизм полнотекстового поиска, что позволяет искать нужный материал по ключевым словам или содержанию.
Система спроектированная с учетом вышеизложенных критериев позволяет реализовывать как традиционную схему построения учебных программных средств, так и практически любую друг...
Особенности разработки сценария театрализованного представления
Изучение сущности драматургии культурно-досуговой программы. Разработка характеров персонажей, основного конфликта, сюжета и сюжетного хода сценария....
Разработка обучающей программы по принципам коммутации в широкополосных цифровых сетях интегрального обслуживания
Виды учебных пособий и их значение в обучении. Классификация способов коммутации, используемых в широкополосных цифровых сетях интегрального обслужива...
Разработка тематических тестов
Этапы разработки программных продуктов. Основные понятия и методы программирования. Разработка обучающей программы по технике безопасности при работе...
Разработка обучающей программы "Устройство и эксплуатация СОЦ БМ9А33БМ3"
Общие и специальные требования к обучающей программе по эксплуатации зенитно-ракетного комплекса. Контроль токов и мощности генераторов. Рабочая часто...
Создание обучающей программы на базе комплекса стандартного цифрового пилотажно-навигационного оборудования самолета Ил-96-300
Возможности применения информационных технологий в дистанционном обучении. Рекомендации по созданию АОС. Разработка автоматизированной обучающей прогр...