Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОЛЛЕДЖ
Выпускная квалификационная работа
Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Москва, 2011
Содержание
- Введение
- Глава I. Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе
- 1.1 Образовательный процесс и его составляющие
- 1.2 Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
- Глава II. Особенности организации образовательного процесса и проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
- 2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста
- 2.2 Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
- Глава III. Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
- 3.1 Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников
- 3.2 Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
- Выводы
- Заключение
- Список литературы
Введение
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.
Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.
Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения, тем более что позитивное отношение к окружающему миру, основы экологического сознания закладываются именно в дошкольном возрасте.
Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.
Таким образом, проблема данного исследования заключается в поиске форм организации проектно-исследовательской деятельности в рамках дошкольных учреждений.
Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Объект исследования - проектные исследования в детском саду.
Предмет исследования - проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.
Гипотеза исследования: проектно-исследовательская деятельность дошкольников, если она:
реализуется как через совместную со взрослым деятельность, так и через самостоятельную деятельность дошкольников;
образовательный процесс организуется совместными усилиями различных специалистов (воспитателя, эколога и др.)
Задачи исследования:
· Определить место проектно-исследовательского метода в образовательном процессе;
· Определить психологические и психофизические особенности детей дошкольного возраста;
· Определить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
· Выявить возможность применения проектно-исследовательского метода при работе с детьми дошкольного возраста
· Дать рекомендации по использованию проектно-исследовательского метода в экологическом образовании дошкольников.
Методы исследования:
· Методы теоретического исследования: анализ научной литературы по проблемам формирования экологических знаний.
· Методы эмпирического исследования: обобщение и систематизация педагогического опыта в области формирования экологических представлений детей дошкольного возраста и использования проектно-исследовательского метода.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать для реализации проектно-исследовательского метода при работе с детьми дошкольного возраста, направленной на экологическое воспитание и образование в дошкольном учреждении.
Глава I. Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе
1.1 Образовательный процесс и его составляющие
Образование можно охарактеризовать как:
· целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;
· синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации;
· процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / составители Олешков М.Ю., Уваров В.М. - М.: Компания Спутник+, 2006 - 191 с..
В свою очередь образовательный (педагогический) процесс представляет собой систему обучения, осуществляющую развитие личности, опираясь на раскрытие и использование опыта каждого отдельного ученика путем использования личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности.
Важным аспектом современного педагогического процесса является соединение обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.
Вопросы единства обучения и воспитания стали подниматься с середины 19 века (и нашли освещение в трудах И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.), до этого долгое время наблюдалось противопоставление двух данных процессов: обучения и воспитания - считалось, что учитель должен учить, а воспитатель - воспитывать.
В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов.
Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения.
В рамках данной системы можно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты.
Целевой компонент педагогического процесса объединяет в себе все цели и задачи педагогической деятельности: начиная от основной, главной цели, т.е. всестороннего и гармоничного развития личности и заканчивая конкретными задачами формирования отдельных качеств.
Содержательный компонент - это смысл, который вкладывают в цели и задачи педагогического процесса.
Результативный компонент является характеристикой достигнутых задач, реализация которых осуществлялась в соответствии с определенной целью.
Таким образом, педагогический или образовательный процесс можно представить в виде педагогической системы, состоящей из отдельных компонентов, которыми являются педагоги, учащиеся, содержание образования, формы организации, методы и средства педагогического процесса, его цели и результаты.
Самые крупные составляющие данной системы называются процессуальные компоненты, таковыми являются обучение и воспитание, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой.
Задачами образовательного или педагогического процесса является:
· стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;
· организация познавательной деятельности, нацеленной на овладение научными знаниями, умениями и навыками;
· развитие мышления, творческих способностей и дарований;
· выработка определенного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
· совершенствование учебных умений и навыков.
На рисунке 1 от...
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Интегративные тенденции экологического образования детей дошкольного возраста. Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ. Эксперименталь...
Беседа как метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Словесные методы в системе экологической работы с детьми. Изучение сущности и специфики разновидностей беседы в экологическом образовании детей старше...
Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Прогулки и их значение в экологическом воспитании дошкольников, особенности их организации в различные времена года. Проведение целевых прогулок-поход...
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Разработка проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста, современных п...