Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Формирование творческого воображения в индивидуальном развитии ребенка от момента рождения до конца жизни. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности
    • 1.1 Характеристика творческого воображения и воображения в целом
    • 1.2 Развитие воображения с момента рождения до конца жизни
    • 1.3 Изобразительная деятельность как средство развития воображения дошкольников
  • Глава 2. Практическое исследование развития творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности
    • 2.1 Изучение исходного уровня развития творческого воображения
    • 2.2 Исследование методик по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения
    • 2.3 Эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию с постоянно меняющейся социальной и предметной средой. И, следовательно, одной из значимых целей образования является подготовка подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане поддержки и развития в детском и подростковом возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем может наступить быстрое снижение активности этой функции.

Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др. исследователи считают, что старший дошкольный и младший школьный возраст классифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии.

Важной частью воспитания творческой личности дошкольника является развитие мышления и воображения. Проблема развития и совершенствования мышления - одна из сложных в организации всего учебного процесса. Дошкольный возраст обладает наиболее благоприятными возможностями для развития воображения. Для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала для детей необходимо организовывать занятия по формированию геометрических представлений, которые осуществляются посредством упражнений, дидактических игр, занимательного материала и т.д.

Дошкольный возраст является важным периодом в общем развитии ребенка, его дальнейших успехах в школе. Именно в этом периоде закладывается фундамент его основных способностей. Поэтому необходимо максимально использовать все возможности, а с другой стороны, требуется очень осторожный, продуманный подход и максимальный учет особенностей детей, психологических закономерностей их развития.

Цель данной работы - исследовать и одобрить методики занятий по развитию творческого воображения средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования - развитие творческого воображения.

Предмет исследования - влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что специально организованная изобразительная деятельность дошкольников является эффективным средством развития творческого воображения.

Задачи:

1. Дать характеристику творческого воображения и воображения в целом.

2. Изучить развитие творческого воображения в индивидуальном развитии ребенка от момента рождения до конца жизни.

3. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство развития воображения дошкольников.

4. Провести исследование, направленное на выявление развития творческого воображения дошкольников.

5. Выявить эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения.

Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; синтез; тестирование.

Глава 1. Теоретический аспект исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности

1.1 Характеристика воображения и творческого воображения

Воображение - важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека [13, с. 160].

Воображению принадлежит огромная роль: в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и принятию решений); в обучении (дает представить то, что человек никогда не видел); в творчестве (способствует порождению нового) [8, с. 54].

В настоящее время в философской, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме развития воображения. В литературе представлены разнообразные, часто противоположные точки зрения на определение этого понятия.

С точки зрения философии воображение рассматривается, как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности [26].

Как отмечал А.В. Петровский, «воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [14]. Автор указывал на тесную связь воображения и мышления. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом опережающее отражение действительности, осуществляемое в воображении, по мнению А.В. Петровского, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир [14].

Р.Д. . Коллингвуд определял воображение как вид мышления. Для него «воображение - это не иноприродный посредник, а деятельность, затрагивающая одновременно рациональную и эмоциональную сферы. Поэтому именно оно играет роль исторического сознания в целом» [12].

Л.М. Веккер выделял несколько разновидностей воображения. Так, сенсорно-перцептивная экстраполяция по своему психологическому существу есть не что иное, как сенсорно-перцептивное воображение. Здесь мы имеем дело с воспроизводящим воображением в собственном смысле этого понятия. В отличие от воображения творческого эта форма воображения не создает образа нового объекта, а включается вместе с памятью в качестве необходимого компонента сенсорно-перцептивного отображения реального движения, независимого от психической активности субъекта и лишь инвариантно воспроизводимого средствами сенсорно-перцептивной психики. Здесь сенсорно-перцептивное воображение является необходимым компонентом формирования первичного образа реального движения [4].

В целом, Л.М. Веккер рассматривал воображение как «сквозной психический процесс (участвует в протекании всех психических процессов), симметричный памяти, но противоположно направленный, обеспечивающий продвижение по оси психического времени от настоящего к будущему и обратно» [4].

Э.В. Ильенков, опираясь на взгляды И. Канта, считал воображение универсальной способностью человека, рассматривая его как «всеобщее свойство человеческого сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная созидательная, конструктивная направленность, сообщающая импульс творческого становления всему ансамблю психических функций общественного человека» [8].

С точки зрения психологии, воображение, в самом широком смысле слова, это всякий процесс, протекающий в образах [20].

Р.С. Немов под воображением понимает «способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им» [18, с. 220].

По определению В.В. Богословского, воображение есть психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое состояние [20].

И.В. Дубровина определяет воображение, как «способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта» [13, с. 160].

По мнению С.Л. Рубинштейна, воображение - присущая только человек) возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта, и является необходимым условием деятельности человека [22].

К.К. Платонов так определяет это понятие: «Воображение - форма опосредованного, обобщенного познания, проявления творчества как доминирующего компонента мышления, создание на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых, ранее не из...

Другие файлы:

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников. Совершенствование творческих способностей с помощью применения...

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованных игр
Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Сущностная характеристика театрализованной деятельности дошкольников. Психолог...

Развитие творческого воображения в изодеятельности детей дошкольного возраста
Особенности развития творческого воображения в раннем детстве средствами изобразительной деятельности. Стимуляция творческой деятельности детей младше...

Развитие творческого воображения у младших школьников на занятиях изобразительным искусством
Психолого-педагогические основы развития воображения у младших школьников. Взаимосвязь изобразительной деятельности и активного творческого воображени...

Методы и приемы развития воображения в старшей группе ДОУ
Развитие творческого воображения дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Возрастные и индивидуальные особенности видов представлений и фор...