Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой. Характеристика основных видов сказок и особенности творческого рассказывания. Способы создания творческих образов. Комплекс игр и упражнений по развитию воображения у дошкольников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж"

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема: Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Выполнила: студентка

Группы 34Б

Специальность: 050704

"дошкольное образование"

Ижевск, 2011г.

Содержание

Введение

Глава 1. Значение художественной литературы

1.1 Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой

1.2 Виды сказки

1.3 Творческое рассказывание

Глава 2. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте

2.1 Понятие о воображении. Виды воображения

2.2 Способы создания творческих образов

2.3 Особенности развития воображения у детей

2.4 Роль сказки в развитии творческого воображения

Глава 3. Опытно-экспериментальная часть

3.1 Констатирующий этап эксперимента

3.2 Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения

3.3 Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы: Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед дошкольными общеобразовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева и других, воображение помогает эффективному усвоению детьми новых знаний и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет связная речь.

Творческое воображение направлено на самостоятельное создание новых оригинальных образов. Оно широко используется в художественном, техническом и научном творчестве. Творчество необходимо и взрослым и детям. В детском возрасте на его основе создаются фантастические образы, которые являются нередко такими же реальными для детей, как и образы, возникшие на основе восприятия.

Проблема исследования: Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является необходимой способностью человека. Именно эта способность нуждается в развитии. А развивается воображение в возрасте от 5 до 15 лет особенно интенсивно. И если в этот период воображение не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение этой функции. Вместе с этим у ребенка гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Творчество изначально присуще ребенку и нужно лишь не мешать ему свободно самовыражаться. Предметом исследования является сказка, как средство развития творческого воображения.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения у дошкольников.

Цель: выявить влияние сказки на развитие творческого воображения.

Гипотеза: состоит в предположении того, что при системном использовании сказки, обучению составлению сказок, воображение детей дошкольного возраста будет развиваться успешнее.

Задачи исследования:

1. Раскрыть педагогическую сущность сказки как средства развития творческого воображения дошкольников.

2. Раскрыть особенности воображения дошкольников.

3. Подобрать методику диагностики развития творческого воображения дошкольников.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность творческого рассказывания как метода развития творческого воображения дошкольников.

5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников для воспитателя.

Глава 1. Значение художественной литературы

дети литература сказка творческий

1.1 Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста -- перевертыши, небылицы.[5, с.173]

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин "художественно-речевая деятельность детей". По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др.

В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть -- уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных задач -- формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.[5, с.175]

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого "талантливого читателя", культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особеннос...

Другие файлы:

Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок
Проблема развития творческого воображения у младших школьников при чтении сказок. Анализ передового опыта учителей России по развитию творческого вооб...

Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками
Понятие и виды творческого воображения. Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников. Организация работы по развитию творческого вообра...

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованных игр
Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Сущностная характеристика театрализованной деятельности дошкольников. Психолог...

Педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности
Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольног...

Методы и приемы развития воображения в старшей группе ДОУ
Развитие творческого воображения дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Возрастные и индивидуальные особенности видов представлений и фор...