Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Структура и компоненты творческого потенциала человека. Особенности развития личности младшего школьника. Модель развития креативности личности ребенка. Способы стимулирования его творческих способностей. Организация уроков творчества в начальной школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе

1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей

1.2 Особенности развития личности младшего школьника, влияющие на процесс развития творческих способностей

Глава 2. Практическая деятельность учителя начальной школы по развитию творческих способностей школьников

2.1 Пути и способы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе

2.2 Организация уроков творчества в начальной школе

Заключение

Библиография

Введение

С распространением гуманистической парадигмы в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение стало придаваться необходимости развития творческих способностей, креативных характеристик личности; созданию условий для формирования основных компонентов творческого мышления[22].

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество -- это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общеэстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого , духовного и художественного является неотъемлимым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; А.В. Брушлинский, 1996; Л.С. Выготский, 1967, 1985; В.Н. Дружинин, 1997, 2000; М.А. Холодная, 1997) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения[22].

Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.

Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка.[13]

Цель исследования - выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.

В связи с поставленной целью, были определены следующие задачи:

1. На основе психолого-педагогического анализа определить сущность, критерии и показатели творческих способностей;

2. Определить благоприятные условия для развития креативных и творческих способностей у младших школьников.

3. Определить основные педагогические средства развития творческих способностей.

4. Разработать систему фрагментов уроков, иллюстрирующих возможность развития творческих способностей у младших школьников.

Объектом исследования является развитие творческих способностей у младших школьников в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования -- педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в процессе обучения.

Для решения поставленных задач, в работе использовались следующие методы: теоретический, логический, психологический и педагогический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования; анализ публикаций и материалов в средствах массовой информации;

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность, структура и функции творческих способностей в психолого-педагогическом анализе. Также рассматриваются особенности развития творческих способностей у младших школьников.

Во второй главе рассматриваются пути и способы развития творческих способностей у младших школьников, а также рассказывается, как организовать урок творчество в начальной школе.

творчество креативность школьник

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе

1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности".

Проблема способностей в отечественной психологии изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б.М. Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Рассматривая структуру способностей, С.Л. Рубинштейн выделяет два основных компонента:

1. "операциональный" -- отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;

2. "ядро" -- психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.

Таким образом, рассмотрение способностей как функциональных систем можно рассматривать "ядром", в качестве которого выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а периферия также представлена отлаженной системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности.

Существуют различные классификации способностей. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом-индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Творческие способности, наряду с интеллектом, являются важным предметом изучения, так как в наше время все большее значение стало придаваться необходимости развития именно этих способностей.

Творчество -- деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Бу...

Другие файлы:

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения
Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе. Развитие творческих способностей младших школьников в п...

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной деятельностью
Музыкальная любительская деятельность младших школьников, как средство развития творческих способностей, определение уровня музыкальной культуры подра...

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Сущность понятий "творчество", "творческие способности". Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте. Диагностика творческих способносте...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Понятие "творческой деятельности", практические примеры ее организации для развития творческих способностей младших школьников. Критерии и средства ди...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии
Понятие "творческие способности" в психолого-педагогической литературе. Возрастные особенности, эффективность и диагностика уровня развития творческих...