Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков. Игра как особый вид деятельности ребенка. Народные игры с точки зрения этнопедагогики. Диагностика и опыт работы с подростками по развитию их способностей средствами ролевой игры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования

Российской Федерации

Новосибирский государственный педагогический университет

Факультет культуры и дополнительного образования

Кафедра НХТ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора

Выполнила:

Студентка ОЗО ФКиДО V курса

Суткина Ирина Викторовна

Научный руководитель:

К.п.н. доцент

Винникова Галина Васильевна

Новосибирск

2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.1 Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема

1.2 Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков

1.3 Игра как особый вид деятельности ребенка

1.4 Народные игры с точки зрения этнопедагогики

ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА И ОПЫТ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

2.1 Первичная диагностика творческих способностей подростков

2.2 Ролевая игра и ее особенности

2.3 Анализ и проведение эксперимента

2.4 Вторичная диагностика творческих способностей подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского creatio - творчество, сотворение).

Творчество - это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности.

Исследования педагогов, психологов, методистов

(Д.Н. Богоявленский, Е. Я. Голант, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский,

Ю.З. Гильбух, О.М. Дьяченко, А.В. Запрожец, В.В. Клименко, Н.С. Лейтес, Е. И. Кабанова-Миллер, В.А. Моляко, М. Б. Теплова), проведенные на материале различных учебных предметов убеждают, что развитие творческого мышления оказывает самое благоприятное влияние на формирование у школьников познавательных творческих интересов.

Цель исследования: выявление педагогических условий эффективного развития творческих способностей у детей среднего школьного возраста средствами ролевой игры.

Объект исследования: ролевая игра как фактор развития творческих способностей подростков.

Предмет исследования: процесс влияния ролевой игры на развитие творческих способностей подростков.

Задачи исследования:

Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории школьного образования.

Определить теоретические основы решения проблемы - закономерности, принципы развития творческих способностей школьника.

Организовать экспериментальную работу по развитию творческих навыков детей.

Выводы по результату эксперимента.

Гипотеза: мы предполагаем, что привлечение подростков к участию в ролевых играх способствует развитию их творческих способностей.

При этом важно соблюдать следующие условия:

· Необходимо создать подростку в игровой деятельности активную позицию;

· Стрежнем каждой игры должны стать свободные творческие проявления подростка, диалогичность общения;

· Соблюдение условий повышающих эффективность развития творческой личности через адекватность содержания и видов ролевой игры возрастным особенностям личности подростков.

Теоретической основой нашего исследования стал личностно-деятельностный подход к игре, раскрытый в философский, психологических, педагогических работах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Шацкого С.Т., Эльконина Д.Б. и других.

В этих исследованиях игра выступает как особого рода модель действительности, в которой человек выступает как субъект.

Этапы исследования:

1 этап (июнь-сентябрь 2002). Изучение литературы по проблеме, анализ практического опыта мастеров ролевых игр, разработка концепции проведения исследования.

2 этап (май-август 2003). Проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования. Эксперимент проводился на базе Центра ролевых игр «Арда», с учащимися 7-9 классов школы №190.

3 этап (сентябрь-май 2003-2004г). Обработка теоретических и практических результатов исследований, литературное оформление материалов исследования, определение перспектив дальнейшего исследования по данной проблеме.

Методические исследования включали в себя анализ психолого-педагогической методической литературы, проведения опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость: Гипотеза была апробирована на практике и показала положительный результат. Поэтому ее применение возможно в школе.

ГЛАВА I - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.1 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Кто не мечтает о творчестве? В нем человек видит свой идеал счастья: актриса силою своего таланта пробуждает совесть, заставляет рыдать и смеяться тысячи людей; художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; ученый и конструктор создают машину, самолет, корабль, которые им кажутся пределом мечты, науки и дизайна; учитель провидит в своих учениках Ломоносова, Козловского, Ахматову или просто добрую, любящую, заботливую маму. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни минуты и часы, окрыленные вдохновением: это были моменты счастья.

Творчество -это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. (20; с. 40).

Творчество -деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. (5; с. 330).

Творчество -деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности. (4, с. 1185).

В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующие определения понятия творчества (креативности):

«Творчество (креативность) - это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.»(46, с.351).

В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. (5; с. 331). Известный психолог Э. Боно отождествляет понятия «творческие способности» и «творческое мышление».

Мышление - процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.(45; с. 100).

Мышление - есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. (18, с. 121).

Мышление - это отражение действительности, опосредованное словом. (18, с.122)

По самой сути всякое мышление всегда является творческим, продуктивным в большей или меньшей степени. Любое мышление - есть искание и открытие нового, самостоятельное движение к новым обобщениям.

Творческая деятельность человека невозможна без участия воображения.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи (18, с. 149).

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. (18, с. 150).

Естественно, что творческое воображение носящее преднамеренный характер, всегда включено в творческую деятельность.

Творчество представляет собой деятельность, в результате которой человек создает новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение.

В школе детское воображение становится важной предпосылкой и обучения, и эстетического воспитания. Ученик представляет себе ситуации, с которыми он не сталкивается в собственном опыте, создает образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности,...

Другие файлы:

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухот...

Использование фольклора в патриотическом воспитании и развитие творческих способностей
Подходы к содержанию патриотического воспитания посредством использования фольклора, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на за...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в культурно-досуговом учреждении (на материалах изостудии)
Особенности процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей. Программа по развитию творческих способностей и...

Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности (на примере гимназии №6 г. Солнечногорска)
Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности. Основные подходы к диагностике тв...

Развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста
Понятия "координационные способности" и "координация". Ловкость как часть координационных способностей, методические подходы для их развития у детей с...