Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность, структура и свойства творческих способностей. Принципы и способы организации внеурочной деятельности младших школьников. Диагностика развития восприятия, мышления и воображения у детей. Разработка системы творческих заданий "Чудеса в ладошке".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы реализации творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

1.1 Творческие способности: сущность, структура и основные характеристики

1.2 Особенности внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста

1.3 Программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Выводы по главе I

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы, нацеленной на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников

2.2 Реализация программы, нацеленной на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

2.3 Анализ результатов исследования

Выводы по главе II

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность исследования. В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.

Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

В соответствии с ФГОС второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. С точки зрения педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу, нацеленную на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Предмет исследования: программа, нацеленная на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей будет эффективным, если при реализации программы учитывать следующие педагогические условия:

- организация творческой деятельности коллектива младших школьников с соблюдением таких этапов, как стартовая беседа, планирование, подготовка, проведение дела и его анализ;

- создание ситуации успеха;

- организация работы в малых группах;

- планирование коллективных дел в русле общей цели воспитания - всестороннего развития личности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме развития творческого интереса во внеурочной деятельности.

2. Выявить особенности внеурочной деятельности младших школьников.

3. Изучить своеобразие творческих способностей и их формирование в младшем школьном возрасте.

4. Теоретически обосновать и разработать программу развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, апробация программы, нацеленной на развитие творческих способностей младших школьников, диагностические методы.

Новизна исследования: изучены, проанализированы и уточнены термины: «внеурочная деятельность», «творческие способности»; теоретически обоснована программа развития творческих способностей во внеурочной деятельности.

Практическая значимость: разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе модульных технологий.

База исследования: МАОУ СОШ №31 г.Ишима Тюменской области.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

Глава 1. Теоретические основы реализации творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

1.1 Творческие способности: сущность, структура и основные характеристики

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. [3].

Рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием творчество, творческая деятельность. Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы [13].

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее» [9]. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области бисероплетения. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. [8].

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности и креативность.

П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

· Восприятие проблемы;

· Поиск решения;

· Возникновение и формулировку гипотез;

· Проверку гипотез;

· Их модификацию;

· Нахождение результатов.

Другие файлы:

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в культурно-досуговом учреждении (на материалах изостудии)
Особенности процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей. Программа по развитию творческих способностей и...

Методика социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста
Особенности социализации детей младшего школьного возраста. Реализация социально-педагогических условий развития творческих способностей детей в учреж...

Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности (на примере гимназии №6 г. Солнечногорска)
Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности. Основные подходы к диагностике тв...

Исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста
Обоснование роли изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей дошкольника. Анализ социальных условий в процессе совместной...

Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Сущность внеурочной деятельности. Разработка программы профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельно...