Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи на уроке физической культуры

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Специфика восприятия, развития памяти и внимания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Результаты обследования познавательных способностей у детей с нарушениями речи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи на уроке физической культуры

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Возрастные особенности развития психических процессов детей

1.2. Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

3.2 Особенности развития памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

3.3 Особенности развития внимания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ребенок познавательная способность нарушение речь

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Важным моментом всестороннего развития детей является комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих другу друга способностей (двигательных и умственных) [10, 43, 46, 47, 58]. В то же время некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают возможности формирования у детей, начиная с младшего школьного возраста, умственных способностей [54, 55, 56].

Нам представляется весьма актуальным решение проблемы, направленной на разработку и обоснование средств и методов физического воспитания детей младшего школьного возраста с уклоном на комплексное развитие познавательных способностей.

При разработке методики занятий по физическому воспитанию, стимулирующих развитие познавательных возможностей, внимания, восприятия и памяти мы руководствовались тем, что уровень умственных способностей возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у них живейший интерес. Интерес к выполнению физических упражнений и их речевое сопровождение как со стороны учителя, так и самих школьников вызывает у последних положительные эмоции, способствуют развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих дальнейшее эффективное обучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка, как отмечают С.Б. Шарманова и А.И. Федоров [85], к активности в преодолении трудностей, связанных с работой или учебой, делает деятельность ребенка приятной.

В исследованиях умственных способностей детей младшего школьного возраста учитывались также основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей умственные способности человека [39, 46]: оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнении деятельности.

Цель исследований заключалась в экспериментальном обосновании возможности развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи на уроке физкультуры.

Задачи исследования:

1. Разработать методику физического воспитания, направленную на активизацию процесса развития познавательных способностей, внимания и памяти у детей с нарушениями речи.

2. Обосновать возможность использования логопедического тренинга и специальных речевых упражнений на уроках по физическому воспитанию школьников с нарушениями речи.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики направленной на развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Объект исследований - процесс физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Предмет исследований - методика развития познавательных возможностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в условиях урока физической культуры.

Гипотеза. В основе рабочей гипотезы лежали уже известные научные и методические разработки отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих эффективность применения системы физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями 15, 16, 25, 39, 40, 81, 87.

Было предположено, что специально разработанная методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи и модификация стандартной структуры урока физкультуры с уклоном на активизацию речевых способностей будет повышать развитие у них умственных возможностей.

Теоретическая значимость. Разработанные методические пути умственной реабилитации детей с нарушениями речи средствами физического воспитания позволяют внести определенный вклад в углублении концепции, в которой развитию двигательных и интеллектуальных качеств в формировании социума отводится определяющая роль.

Практическая значимость. Разработанные методические подходы к использованию средств и методов физического воспитания для умственного развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи позволяют предложить для практического использования новое перспективное направление по комплексному использованию различных методов физических и речевых упражнений на уроке физкультуры с целью активизации процесса реабилитации таких детей в условиях специализированной речевой школы.

Научная новизна:

Определенно, что включение в традиционный урок физической культуры логопедического тренинга по специально разработанной методике позволяет активизировать процесс развития познавательных способностей, детей с нарушениями речи, повысить эффективность восприятия информации не пассивно, а с интересом, так как конечный итог этой работы трансформируется (конкретизируется) непосредственно в практике выполнения физических упражнений.

Структура и объем выпускной квалификационной работы:

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Возрастные особенности развития психических процессов детей

В школьном возрасте происходит выраженное формирование основных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания 1, 8, 9, 11, 43, 46, 51, 75, 93.

Основу умственного развития в детстве младшего школьного возраста составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтентической функции коры. [7, 13, 21, 23, 35, 37, 45, 50, 72, 82, 84, 85, 90].

Физиологическая основа анализатора восприятия - связи между различными анализаторами [88]. Виды восприятия подразделяются на: простые и сложные [35, 63]. Простые - зрительные, слуховые, осязательные; сложные - восприятие пространства.

Процесс развития детского восприятия в школьном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером [18]. От 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности, появляется способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

По мнению Л.А. Венгера и других авторов [18, 82, 85] основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Их качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма, при восприятии размеров - принятые для их оценки физические величины. Совершенствование перцептивных действий и овладения новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение восприятия с возрастом, т.е. приобретение большей точности, расчлененности и других важных качеств.

Восприятие основано на совокупности ощущений и возникает только при непосредственном воздействии предметов или физических явлений на органы чувств [18, 82]. С другой стороны, восприятие - это отражение в сознании, осмысливание увиденного, услышанного, почувствованного. Поэтому восприятие, как отмечает Н.Н. Поддъяков [74], это начало и интеллектуального познания.

Главная роль восприятия - получение информации из внешнего мира и о самом себе [28, 68, 82, 85]. Эта информация служит для следующих целей: ориентирования в пространстве, в ситуации; контроля, за выполнением действий; оценки своего самочувствия, состояния; получения новых сведений [63].

Изучая процесс восприятия, Л.А. Венгер 18, А.В. Запорожец [35] установили, что важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ребенка то, о чем говорится или что демонстрируется на занятиях, желание и интерес будут различны, как и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д.). Одним из регуляторов процесса восприятия является установка, которую можно рассматривать как готовность к восприятию материала.

Хорошим средством формирования установки на восприятие является словесная инструкция. Но составител...

Другие файлы:

Влияние познавательных игр на качество обучения младших школьников на уроке математики
Психологические особенности младшего школьного возраста. Классический анализ психологии игры. Познавательная деятельность как условие развития младшег...

Экспериментальная работа по выявлению и формированию навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Научно-теоретические основы изучения словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Сравнение процесс...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в культурно-досуговом учреждении (на материалах изостудии)
Особенности процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей. Программа по развитию творческих способностей и...

Формирование интереса к урокам физической культуры у младших школьников
Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке физической культуры и здоровья. Создание положительного эмоционального...

Особенности слухоартикуляционного анализа и методы коррекции моторики речи у детей с нарушениями интеллекта
Речь как фактор развития человека. Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Клиническая характеристика детей с нарушением интел...