Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие познавательных интересов на уроках

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической литературе. Механизмы формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Рекомендации на развитие познавательного интереса на уроках математики у учащихся 1 класса.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Тема

Развитие познавательных интересов на уроках

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический аспект развития познавательного интереса у младших школьников

1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

1.2 Механизмы и условия формирования и развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

1.3 Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

Вывод по главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках

2.1 Организация экспериментального исследования

2.2 Выявление уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики

2.3 Рекомендации на развитие познавательного интереса на уроках математики у учащихся 1 класса

Вывод по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.

Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова и других.

В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как отношение человека к объекту, имеющему для него особое жизненное значение (А.Г. Ковалев); как эмоционально-познавательное отношение к миру (Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова).

В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности ребенка. В работах Ш.А. Амонашвили, В.Б. Бондаревской, Н.Ф. Добрынина, Г.И. Щукиной и дургих подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка.

Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс и методические средства не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся, как интегральное образование личности.

Цель исследования - выявить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках.

Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов младших школьников.

Предметом исследования - педагогические условия, направленные на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать уровень развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики.

3. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса.

4. Проанализировать результативность экспериментального исследования.

Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:

- своевременно начать процесс формирования познавательной активности детей;

- учебный процесс строится в форме целостной творческой познавательной деятельности;

- целенаправленно осуществлять педагогическую поддержку в развитии данного направления детей младшего школьного возраста;

- формы и методы формирования познавательной активности младших школьников будут отвечать их интересам.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Анкетирование.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.

Организация исследования. Исследования проводились на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Биробиджан. В эксперименте принимало участие 21 младший школьник 1 «А» класса.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

Анализ состояния проблемы исследования в современной педагогической теории и практике свидетельствует, что в настоящее время познавательный интерес рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности, и предстает как своеобразное проявление биологического и социального, индивидуального и общественного.

Исследования Б.Г. Ананьева [2], Л.Н. Божович [5], Л.А. Венгера [8], Л.С. Выготского [9], А.Г. Запорожца [15] показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин [13]); проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн [30]); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер [32]); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова [25]); специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев [19]); активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев [26]); избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Н.Г. Морозова [25], Г.И. Щукина [35]).

В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г.И. Щукиной, рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.

В исследованиях А. Валлона [7] познавательный интерес рассматривается через призму эмоционального отношения к предмету познания. Одним из первых объектов познания маленького ребенка является предметный мир. Формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком и во многом определяет процесс его социализации. По мнению психологов (Л.И. Божович [4], Л.С. Выготского [9], М.Ю. Кистяковской [18], Р.Я. Лехтван-Абрамовича [23]) развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности (Л.С. Выготский [9] , А.Н. Леонтьев [22], С.Л. Рубинштейн [30] и др.). Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которым способствует познавательный интерес.

А.Н. Леонтьев отмечал, что познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством д...

Другие файлы:

Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории с применением современных технологий
Особенности познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема. Исследование и познавательных интере...

Интеллектуальное развитие учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературы
Обзор создания благоприятных условий для воспитания у школьников культуры мышления, развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов....

Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа
Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке. Взаимосвязь познавательных и личностных особенностей у старшеклассников...

Развитие познавательных интересов у дошкольников
Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному...

Формирование познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
Клинико-психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушением интеллекта. Практическая экспериментальная работа по реализации развития позна...