Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие мотивации глухих учащихся на уроках предметно-практического обучения

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Уроки предметно-практического обучения в школе для глухих детей. Роль практической деятельности в развитии глухих детей. Развитие мотивации глухих учащихся на уроках предметного обучения, виды деятельности в подготовительном классе и начальной школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ГОУ ВПО «МПГУ»

Курсовая работа

«Развитие мотивации глухих учащихся на уроках предметно практического обучения»

Работу выполнила студентка

дефектологического фак-та

409 гр.

Нивня М. И.

Работу проверила доцент

Гущина Т. К.

Москва 2011г.

Содержание

Введение

Глава I: Предметно-практическое обучение - базовая комплексная система развития речи и овладения учебным материалом

1.1 Уроки предметно-практического обучения в школе для глухих детей

1.2 Роль практической деятельности в развитии глухих детей

Глава II: Развитие мотивации глухих учащихся на уроках предметно-практического обучения

2.1 Влияние предметно-практического обучения на мотивацию в обучении

Заключение

Список литературы

Введение

С целью интенсификации процесса обучения в школе для глухих детей в Институте дефектологии АПН СССР под руководством С. А. Зыкова была разработана дидактическая система, в основе которой лежит широкое использование предметно-практической деятельности как специфического средства всестороннего развития глухих детей и создания фундамента для обучения их языку и общеобразовательным предметам. При разработке новой дидактической системы сотрудники сектора опирались на основополагающие решения партии и правительства о дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания подрастающих поколений, использовали достижения общей и специальной педагогики, дидактики, психологии.

1. Для реализации новой дидактической системы в учебный план школы для глухих была введена специальная дисциплина «Предметно-практическое обучение».

2. Сущность данного предмета, его содержание и задачи раскрыты в объяснительной записке к учебной программе, в монографии и монографическом сборнике, изданном под редакцией С. А. Зыкова. Для учителей школ глухих детей были созданы два методических руководства и два методических письма.

3. К настоящему времени собран большой материал по методике и организации проведения предметно-практического обучения. Этот материал нашел отражение и в данном пособии, представляющем собой методическое руководство для учителей начальных классов школ глухих. 3 пособии приведены разработки примерных уроков по основным видам предметно-практической деятельности, описаны организационные формы, принятые на этих уроках, даны конкретные советы по организации коллективной деятельности детей, освещены методические приемы проведения работы парами, бригадами, с «маленьким учителем».

Глава I: ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - БАЗОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ

1.1. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих детей

Предметно-практическое обучение (далее - ППО) - это специальный учебный предмет, введенный в курс подготовительного и 1-4 классов для решения развивающих, воспитательных, обучающих и коррекционных задач в коррекционных школах 1-го и 2-го вида.

ППО предполагает целенаправленное общее и речевое развитие глухих школьников, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом.

Задачами ППО являются умение работать в коллективе, развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме.

На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.

Формирование речевых умений, конкретного речевого материала, начатое на уроках ППО, продолжается на уроках развития речи, чтения и в процессе изучения других учебных дисциплин. В свою очередь, работа над речевым материалом уроков развития речи переходят на уроки ППО.

Эффективность и качество обучения обеспечивается четким соблюдением принципа связи ППО с речевым развитием детей, целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической речи.

Требования к знаниям и умениям учащихся подготовительного и младшего отделений коррекционной школы постепенно усложняются: от элементарных умений выполнять поручения учителя, данные в устной и письменной форме, сообщать о выполненной работе в конце подготовительного этапа, до умения пользоваться устной и письменной разговорной речью в ходе коллективного изготовления изделий и использовать полученные навыки речевого общения на уроках по другим дисциплинам и во внеурочное время.

Особая роль труда в формировании слухоречевых и коммуникативных навыков подтверждена многолетними наблюдениями и реальными положительными результатами.

Уроки предметно-практического обучения (уроки ППО) - одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе. Конечная метацель этих уроков - вызвать потребность в словесной речи, целенаправленно ставя ребенка в условия коллективно-совместной предметно-практической деятельности, которая организуется с помощью речевой регуляции либо учителем, либо самими учениками.

Именно уроки ППО создают глухим детям наиболее благоприятные условия для овладения словесной речью, обеспечивая реализацию ведущего принципа данной системы - связи речевого развития с деятельностью. Условием формирования речевых умений становятся речевые ситуации, возникающие в специально организованной коллективной предметно-практической деятельности учащихся и обеспечивающие мотивированное употребление речевых конструкций. Формирование и развитие речевых умений происходит в естественных, мотивированных условиях, в результате чего дети начинают ощущать и осознавать значимость речевых контактов.

Учащиеся выполняют различные виды работ: рисуют, делают аппликации, макеты, строят, лепят, составляют мозаику; составляют схемы, таблицы, диаграммы и т.п.; при этом все виды деятельности немедленно опосредуются словом. Практика совместной предметной деятельности на этих уроках неразрывно связана с практикой общения в таких организационных формах, как: в парах, тройках, по конвейеру, в бригадах, в роли маленького учителя, в роли бригадира, по инструкции учителя.

В результате обучения у школьников формируются практические знания и умения - речевые, интеллектуальные, ручные. В процессе ППО дети приобретают умения выполнять следующие действия:

выделять объект деятельности по его основным признакам, строению, функциональному назначению;

представлять и описывать среду обитания и образ жизни животных, место произрастания растений;

понимать назначение инструментов и материалов, способы деятельности с ними;

планировать порядок выполнения действий, отбирать необходимые материалы и инструменты в соответствии с целью и планом работы;

координировать и корректировать в ходе выполнения свои действия с работой товарищей;

давать и выполнять поручения;

помогать другим и принимать их помощь;

качественно, точно и в запланированное время выполнять каждый этап работы;

критически оценивать результаты работы (своей и товарищей).

На этих уроках достигается определенная последовательность усвоения содержательной стороны речи, которая может быть соотнесена с процессом развития детской речи в норме. Так, глухие дети сначала овладевают речью по подражанию, затем словообразованием по аналогии и, наконец, самостоятельным конструированием словесных форм речи. Наряду с этим ППО оказывает влияние на развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие диалогической речи. В возникающих и специально создаваемых ситуациях происходит мотивированное узнавание и усвоение детьми новых слов и их значений, которые объясняются и уточняются в процессе деятельности с последующим их самостоятельным употреблением.

На уроках ППО закладываются основы усвоения школьниками связной речи в ее основной коммуникативной функции, что содействует аналогичной работе, продолжающейся на уроках русского языка. Начинается такое обучение с систематического оформления отчетов о выполненной работе. Овладение диалогической речью также происходит на этих уроках: дети легко усваивают такие формы как обращение к собеседнику, понимание и выполнение разных поручений, выражение просьб и пожеланий, сообщение о своей работе, вопросы и ответы на них.

В процессе ППО глухие школьники овладевают основными грамматическими категориями языка в практике общения, а многократность употребления различных форм обеспечивает их усвоение. Вместе с тем они осваивают вариативные синтаксические конструкции и учатся видоизменению их структур.

Уроки ППО создают благоприятные условия и для развития познавательной деятельности детей. Так, на уроках у глухих формируется целенаправленное, уточняющее зрительное восприятие. Компенсации недостатков взаимодействия зрительного и кинестетического анализаторов содействует лепка, складывание узоров из мозаики, обводка контура по шаблону. На уроках развивается и осязание учеников, для этого используются игров...

Другие файлы:

Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста
Психолого-педагогическая характеристика глухих детей младшего школьного возраста и особенности их трудового воспитания. Предметно-практическая деятель...

Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса
Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи у детей с недостатками слуха. Разработка средств наглядности, приемов и способов работы для...

Технология индивидуализации обучения на уроках химии
Сущность индивидуализированного обучения, его достоинства, принципы реализации и цели. Особенности применения тестовых заданий для контроля знаний уча...

Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления – является речь. Речь – это вид человеческой деятельности,...

Повышение уровня мотивации учащихся к изучению страноведения
Психологические особенности мотивации и классификация ее типов. Влияние лингвострановедческого материала на формирование положительной мотивации. Испо...