Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи
1.1 Психофизиологические основы развития мелкой моторики
1.2 Особенности развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОНР
1.3 Влияние занятий по ручному труду на мелкую моторику и речь дошкольников
Глава 2. Экспериментальное изучение развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР
2.1 Методика исследования мелкой моторики рук у дошкольников
2.2 Анализ результатов диагностики
Глава 3. Организация работы в ДОО по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по ручному труду
3.1 Система занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР средствами ручного труда
3.2 Сравнительный анализ результатов диагностики на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
Заключение
Список литературы
Введение
Труд как естественное наполнение жизни является необходимым условием существования человеческого общества. Он - основной источник духовного и материального богатства людей, главный критерий социального престижа человека, один из основных блоков в фундаменте всестороннего развития и воспитания личности.
Трудовое воспитание дошкольников является важным звеном в системе воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Именно поэтому проблема трудового обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в педагогике и психологии.
Большинство педагогов так или иначе ставили на первое место и признавали большое педагогическое значение занятий ручным трудом для развития детей. Многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики ребёнка- тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах:
- в связи с развитием познавательных способностей;
- в связи с развитием речи;
- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дидактические игры и упражнения по ручному труду могут быть использованы на занятиях воспитателем в ДОУ.
Несмотря на то, что данной проблеме уделяется особое внимание в психолого-педагогических исследованиях, но все же остается актуальной.
Проблемой изучения развития мелкой моторики рук на занятиях по трудовому воспитанию занимались, Н.А. Бернштейн[1], Л.И. Быкова[2], В.М. Волков[3], В.А. Иванов[4], Л.Х. Матвеев[5], Н.А. Ноткина[6], Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев [7].
Развитие мелкой моторики начинает формироваться ещё в младенческом возрасте. В дальнейшем эти функции играют весьма существенную роль в становлении познавательных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, а также совершенствуется зрительный анализатор. Сложные ручные движения входят в ряд первичных форм мышления и становятся его неотъемлемой частью у ребёнка, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности.
В.П.Кащенко[8] писал, что ручной труд "должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка".
Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего, в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь. На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А.Сухомлинский [9]писал: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики на занятиях по трудовому обучению дошкольников позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Это и обусловило выбор темы курсовой работы "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию"
Цель исследования:
Создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР средствами ручного труда
Объект исследования:
Процесс развития мелкой моторики на занятиях по трудовому воспитанию
Предмет исследования:
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию
Гипотеза: развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию будет эффективно при следующих условиях:
- Изучение литературы по проблеме
- Проведение диагностики
- Разработки и апробации системы работы
- Создание предметно- развивающей среды
Задачи:
Изучение и анализ теоретической, практической литературы по проблеме.
Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики.
Подбор игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях по ручному труду.
Разработка систему занятий по ручному труду
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме;
- изучение речевых карт и личных дел детей;
- наблюдение;
- обследование мелкой моторики детей;
- беседы с детьми, родителями, воспитателями, логопедом.
Этапы исследования. (сентябрь - ноябрь2013 г.) проводился анализ теоретической литератур...
Развитие мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Значимость сформированности мелкой и артикуляционной моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму. Влияние и...
Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития связной речи. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. Влияние мелкой моторики на развитие связной речи. Диа...
Исследование мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией
Логопедическое обследование ребенка со специфическими нарушениями речи. Проявление сложных форм дислалии у детей. Цель, задачи, методы и организация и...
Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями
Представленная в пособии методика тестовой диагностики речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с нарушениями речи поможет выделить как наиболее...
Развитие мелкой моторики
Отличительные черты развития мелкой моторики у учащихся с различными нарушениями интеллекта, влияние уроков изобразительной деятельности на данный про...