Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Повышение творческой активности и уровня креативного мышления младших школьников в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков через игровую деятельность. Эффективные методы и приемы использования дидактических игр на уроках математики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Управление образования муниципального района

"Города Старый Оскол и Старооскольский район"

МОУ "ИМЦ"

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Автор опыта: Терешонок Елена Викторовна

учитель начальных классов

МОУ "СОШ №40"

2010 г.

Содержание

  • Информация об опыте
  • Условия возникновения, становления опыта
  • Актуальность опыта
  • Технология опыта
  • Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр
  • Результативность опыта
  • Библиографический список
  • Содержание приложения

Информация об опыте

"Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” (В.А. Сухомлинский).

Тема моей пятилетней исследовательской работы "Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения". Считаю, что дидактические игры на уроках математики (так как этот предмет один из сложных для обучающихся) являются необходимым условием для прочного овладения математическими знаниями. За всё время работы и по программе "Школа 2000, 2100", и по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (4 года) накопился определённый опыт проведения различных игр на уроках в начальной школе. Это и определило выбор темы моей работы.

Условия возникновения, становления опыта

Социальная среда. Учителем начальных классов я работаю 24 года. Последние 4 года - в современной школе № 40, где созданы все условия для развития, обучения и воспитания младшего школьника. Школа находится в новом микрорайоне - новостройке, Восточный. Кабинеты учреждения оснащены современной информационно - коммуникативной техникой, наглядные пособия, методическая литература. Дети имеют возможность заниматься различными видами деятельности, посещать кружки и секции. Обучающиеся данного социума характеризуются высоким и средним уровнем интеллектуального развития. Ребята очень активны и подвижны, работоспособны, восприимчивы к новым видам работы и сотрудничеству с учителем. Включение детей младшего школьного возраста в учебную деятельность требует множества условий - это и соблюдение режима дня, знание физических и психологических особенностей развития детей в этом возрасте, и, конечно же, игровая деятельность, которая доминирует в деятельности учащихся. В процессе развития и обучения детей большое место занимает применение на практике различных игровых технологий, в том числе и дидактических игр, которые являются актуальным компонентом развития креативного мышления младшего школьника в системе развивающего обучения.

Актуальность опыта

Исходя из итогов социального обследования моего класса, я выяснила, что младшие школьники имеют огромное желание учиться, но у них разный уровень развития. А игра делает обучение доступным, интересным, увлекательным, результативным. Значит, передо мной как, учителем встаёт задача развития ребёнка, его креативного мышления. В системе Л.В. Занкова всё направлено на раскрытие и развитие потенциала ученика. Большой интерес у меня вызывают уроки математики, где дети учатся думать и не просто думать, а логически рассуждать и открывать для себя новые знания. Уроки не должны превращаться в сплошную игру. Их истинной задачей является развитие всесторонне развитой личности, её умение креативно мыслить, а в этом должны помочь дидактические игры, которые связаны с той или иной темой урока. На основе учебного материала формируется система умственных действий, речевое развитие учащихся: от умения слушать другого, до умения ясно выражать свои мысли, переходя к доказательному аргументированному диалогу.

Как у детей вызвать интерес к урокам математики, если многие не способны к быстрому пониманию и усвоению? Как добиться того, чтобы все дети раскрылись на уроке, приняли участие в обсуждении поставленных проблем? А на уроке всего лищь 45 минут! Как добиться того, чтобы все учащиеся класса сказали: "Я понял!". Как научить ребёнка самостоятельно мыслить, ведь кругом столько "соблазнов" в виде решебников, компьютерных программ с решениями задач, родителей не желающих долго засиживаться с детьми (родители решают задания за детей).

В процессе обучения детей на современном этапе развития общества постоянно возникают противоречия:

между традиционным взглядом на обучение и возможностью применения инновационных приёмов и методик;

между желанием детей играть на уроках и необходимостью получать знания на уроках;

между необходимостью самостоятельно находить пути решения проблем в современном мире и гиперопекой со стороны взрослых.

Ведущая педагогическая идея моего опыта: повысить творческую активность обучающихся в процессе приобретения знаний, общеучебных математических умений и навыков через игровую деятельность.

Диапазон моего опыта - обучения математике младших школьников по программе Л.Г. Петерсон в УМК "Школа 2000, 2100" и программе И.И. Аргинской в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, которое нашло своё отражение в системе уроков и внеклассных занятий по математике, сформировавшейся на протяжении последних десяти лет работы.

Конечная цель - добиться динамики повышения уровня креативного мышления младших школьников на уроках математики;

подготовить ребёнка с развитым креативным мышлением к обучению во второй ступени школы;

повысить уровень мыслительной деятельности обучающихся не только тех, которые хорошо учатся, но и тех кто "отсиживается" на уроках математики, активизировать их рабочий потенциал.

Теоретической базой опыта являются образовательные методики развивающего обучения:

ф педагогические игры Б.П. Никитина;

ф игровая методика Н.Е. Щурковой;

ф дидактические игры В.М. Букатова, П.И. Пидкасистого;

ф элементы игр В.И. Даля.

Для меня степень новизны в моей работе заключается в том, что я использую на уроках математики дидактические игры и игровые моменты не только уже известные, но и разработанные в содружестве с детьми.

Технология опыта

Исходя из проблемы и главной цели школы, я определила цель работы:

применять наиболее эффективные методы и приемы использования дидактических игр на уроках математики для развития креативного мышления младших школьников в системе развивающего обучения.

Достижения этой цели требовало решения следующих задач:

провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы, с целью выявления сущности игры, в частности дидактической;

изучить состояние практики использования дидактических игр при обучении младших школьников на уроках математики в современной школе;

выявить педагогические и методические основы моделирования учебного процесса и использования дидактических игр на уроках;

отобрать и систематизировать дидактические игры, которые могут успешно использоваться на уроках математики для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности младших школьников.

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

креативное мышление урок математика

В настоящее время дидакт...

Другие файлы:

Оптимизация условий и методов развития логического мышления младших школьников
Особенности логического мышления младших школьников, его развитие на уроках математики. Теоретические основы использования дидактических игровых задан...

Дидактические игры в начальном курсе математики
Дидактические игры в обучении математике младших школьников. Применение дидактических игр на уроках математики. Исследование работы по использованию д...

Формирование познавательной активности у учащихся специальных (коррекционных) начальных классов в процессе обучения математике
Процесс воспитания школьников с трудностями в обучении. Уровни сформированности мышления младших школьников. Коррекция мыслительной деятельности младш...

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики при изучении конкретного смысла действий сложения и вычитания
Характеристика логического мышления, особенности его проявления у младших школьников. Математический и методический смысл действий сложения и вычитани...

Роль дидактических игр в развитии логического мышления младших школьников
Особенности развития мышления младших школьников в процессе учебной деятельности. Сущность дидактических игр и их роль в развитии младших школьников....