Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы. Анализ использования игрушки как средства общения и психического развития ребенка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

Содержание

1. Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

2. Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы

3. Сравнительная характеристика общения по возрастам с оформлением полученных результатов в таблицу

4. Анализ использования игрушки как средства общения и психического развития ребенка дошкольного возраста

5. Анализ программ, направленных на развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста

6. Картотеки игровых упражнений, игр направленных на развитие навыков общения у дошкольников

7. Игровой комплекс с учетом возрастных особенностей ребенка

8. Информационный уголок для родителей с рекомендациями, заданиями на повышение уровня общения вне образовательного учреждения

9. Анализ родительских директив, оценки и установки от Широковой Г.А (на основе классификации Н.Л.Кряжевой)

Список использованной литературы

1. Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. [13].

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Развитие коммуникативных способностей подразумевает понятие «нормативная ситуация», как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта. [3, с. 148].

Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

Таблица 1

Возраст

Методика

Ситуации

Аспекты

Диагностика

Выводы

Дети от 5 до 6 лет.

«Два домика» (автор Коломинский Я.Л)

В одном (красном) домике много разных игрушек, книжек, а в другом (черном) игрушек практически нет. Кого ребенок берет к себе в красный дом, и кого он хочет поселить в черный домик.

Коммуникация со сверстниками.

Симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Выявлен уровень сформированности коммуникативных навыков, а также межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста. Статус в группе.

Дети от5 до 6 лет.

Опрос

Ребенку задается 10 наводящих вопросов на тему поступков в той или иной ситуации.

Понимание специфики ситуации.

Уровень определяется тем, как быстро ребенок способен ответить на вопрос и насколько обдуманно он это делает.

Выявление уровня развития представлений ребенка о состояниях других людей в различных ситуациях общения и взаимодействия, о способах адекватного выражения отношения к ним.

Дети от 5 до 6 лет.

Игра «Мир взрослых».

Организация ролевой игры-беседы. Дети вместе с воспитателем садятся в круг и беседуют о таинственной жизни взрослых.

Общение со старшими.

Уровень определяется путем анализа общего отношения к тому, что называется взрослая жизнь.

Выявление интересов, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми.

Целью исследования выступает диагностика коммуникативного уровня ребенка и разработке методического материала для выявления его уровня.

Разработанный методический инструментарий позволяет определять возрастную динамику развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также осуществлять направленные психолого-педагогические воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей развития данного вида способностей у ребенка.

2. Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы

коммуникативный навык дошкольный коррекционный

В дошкольный период дети, зачастую, испытывают трудности в коммуникации разного рода. Кто-то чрезмерно стеснителен в общении со сверстниками, кто-то не может разговаривать со старшими, либо замкнут в своей среде особенными обстоятельствами. Так или иначе, коррекционно - развивающая программа этого направления актуальна во все времена, потому что дети этого возраста наиболее восприимчивы к необратимому процессу социализации. Цель такого рода работы помочь тем, кто не может пройти через это самостоятельно. [4, с. 56].

Основой моих наблюдений стала программа от психолога Л.Б.Басовой «Ты да я, да мы с тобой…», которая, на мой взгляд, превосходно справляется с остротой психического напряжения; проведением первичной адаптации ребенка к жизни в социально здоровой среде; возвращением его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.

Данная программа разбита на несколько блоков: «Я и моя семья», «Мир взрослых», «Среди сверстников». Работа по программе «Ты да я, да мы с тобой» определена следующими блоками и поставленными в блоках задачами:

Первый блок «Я и моя семья»

-развивать самосознание воспитанников (знать ФИО, дату рождения, страну, адрес, родной язык);

-расширить сведения о семье (знать имена и отчества родителей, профессию, место работы, членов семьи). Помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни;

-развить контроль за собственными действиями, способность реально оценить свои и чужие поступки;

-развивать чувство собственного достоинства, стремление совершать хорошие поступки;

-научить проявлять некоторую критичность к своим поступкам, испытывать смущение неудобство при нарушении правил общения.

Второй блок «Мир взрослых»

-развивать понимание о связи и зависимости людей в труде и в жизни;

-научить видеть связь между своими поступками и чувствами взрослых;

-научить сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы;

-сформировать представление о разных способах поведения по отношению к старшим (помочь, попросить прощение);

-научить не уходить без разрешения взрослого, не прерывать разговор, чутко относиться к оценке взрослого.

Третий блок « Среди сверстников»

-научить правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес;

-развивать готовность детей к статусу первоклассника;

-научить читать эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации в жизни, на картинках, в скульптуре, уметь высказать свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния сверстников;

-научить находить определения для оценки поведения героев фильма, художественной литературы, сравнивать с поведением реальных людей;

-сформировать отношение к противоположному полу, понятие о дружбе и любви, о сострадании к детям, отличающимся от нас;

-развивать ответственность, самоконтроль, самооценку;

-научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов;

-научить понимать и пользоваться моральными оценками: добрый, смелый, честный, заботливый.

Таким образом, работа обхватывает весь спектр погружения в мир коммун...

Другие файлы:

Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Социально-психологическая характеристика игры. Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника. Диагностика игров...

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Основы теории речевой коммуникации. Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (ПБД). Изучение уровня...

Речевое общение детей младшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей дошкольного возраста. Диалогическая форма речи ребенка раннего детства. Развитие коммуникативных способностей и качественное реч...

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом
Сущность раннего детского аутизма, причины возникновения. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с РДА. Использование метода облегченной...

Развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития
Основные функции речи как регулятор поведения и деятельности. Особенности коррекционной работы по проблеме развития коммуникативных навыков у детей до...