Развитие и формирование художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Выпускная квалификационная работа
Тема:
Развитие и формирование художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста
ПЛАН
Введение
I. Теоретические основы изучения способности детей в художественной деятельности
1.1 Психолого-педагогический анализ литературы
1.2 Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
1.3 Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по проблеме развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
II. Система работы с детьми по формированию и развитию творческих и художественных способностей в изодеятельности
2.1 Почему эта проблема актуальна для дошкольного учреждения
2.2 Интеграция видов изодеятельности творчества дошкольников
2.3 Виды занятий
2.4 Народное декоративно - прикладное искусство, как основной вид развития детского творчества
2.5 Методы и приемы
2.6 Новый подход к преподаванию изобразительной деятельностью. Новые педагогические технологии
2.7 Взаимосвязь руководителя изостудии с воспитателями групп
2.8 Работа с родителями
2.9 Создание развивающей среды
2.10 Диагностика художественных и творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Заключение
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важных задач в области народного образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.
Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.
Об эстетическом воспитании написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей.
Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современной позиции, актуализировать некоторые проблемы.
Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
Например, в последние годы уделяется все больше внимания вопросам взаимосвязи народного прикладного искусства в педагогическом процессе (работы А.Н. Бурова, С.М. Коган, П.М. Якобсон, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичева, Т.И. Хризман и др.). Народное декоративно - прикладное искусство одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, А.П.Усовой, Е.И. Васильевой, Т.С. Комаровой, Т.Т. Казаковой, Т.Н. Дороновой позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы дошкольных образовательных учреждений.
Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
I. Теоретические основы изучения способности детей в художественной деятельности
1.1 Психолого - педагогический анализ литературы по проблеме формирования художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной).
Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное. Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии - детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети - художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900-х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта).
Л.С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:
- воспроизводящую (репродуктивную);
- комбинирующую (творческую).
Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией.
Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая - то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие.
Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения. А.В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», о обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.
Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка.
1.2 Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
По мнению В.Штерна, рисунок ребенка - отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер - ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.
Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.
Н.П. Саккулина считает, что к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно разв...
Развитие и формирование художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста
Система работы с детьми по формированию и развитию творческих, художественных способностей в изодеятельности. Роль изобразительной деятельности в обще...
Нетрадиционные художественные техники как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Психологические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Виды нетрадиционных художественных техник и их использ...
Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в центре раннего развития
Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной об...
Развитие творческих способностей через театрализованное искусство
Оптимальные сроки начала развития творческих способностей. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Успешн...
Развитие творческих способностей дошкольников в условиях организационной учебной деятельности по аппликации из нетрадиционных материалов
Роль организованной образовательной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспит...